Меню

Новости

Новый театральный сезон уже начался, и пока вы еще не успели погрузиться в него с головой, предлагаем зафиксировать самое важное из прошедшего. «Культпросвет» поговорил с театральными критиками и узнал, кто наиболее ярко проявил себя в 2016-2017, какие лучшие спектакли прошедшего сезона еще можно увидеть и как изменилась (и изменилась ли?) белорусская театральная среда.

громыко
Людмила Громыко – театральный критик, театровед

Кто?

Главная фигура этого театрального сезона – Алексей Дударев, который был избран председателем Союза театральных деятелей на новый срок после того, как развалил Союз и продал театральный пансионат в Острошицком городке.

Что?

«Войцек» в Национальном театре им. Янки Купалы, который после громкого успеха у публики был то ли «закрыт», то ли «заморожен» руководством театра.

Как?

Сами ставим – сами хвалим.

«Войцек», Национальный театр им. Янки Купалы. Фото: Анна Довгель

«Войцек», Национальный театр им. Янки Купалы. Фото: Анна Довгель

Photo
Елена Мальчевская – старшая преподавательница кафедры литературно-художественной критики Института журналистики БГУ, театральный критик

Кто?

Считаю, что главная фигура театрального сезона 2016/2017 – Оксана Гайко, которая вместе с театром «Крылы халопа» реализовала проект Brest Stories Guide, посвященный белым пятнам в истории города. Первый спектакль о брестском гетто. Постановка особенным образом совмещает site-specific с аудиоспектаклем, предлагает зрителю участие и абсолютную свободу. Не нужно покупать билет, не нужно собираться в зале. Любой человек в любое время может создать свой уникальный спектакль о забытой городской катастрофе, по-своему пережить ее. Главное условие – оказаться в Бресте с гаджетом, на который скачано мобильное приложение. Это абсолютно новый белорусский театр.

Что?

Хотелось бы выделить в этом сезоне:

Как?

Я бы отметила, что в Беларуси вырос интерес к иммерсивному театру, причем не только зрительский, но и создательский. И еще – развитие белорусского документального театра, особенно работа Александра Марченко в этом направлении.

Brest Stories Guide, театр «Крылы халопа». Фото: Анна Довгель

Brest Stories Guide, театр «Крылы халопа». Фото: Анна Довгель

denis_martinovich_2
Денис Мартинович – историк, театральный критик, редактор отдела культуры TUT.BY

Кто?

Все те же. Белорусское театральное сообщество очень стабильно. Поэтому не надо быть шаманом, чтобы предположить, кто в следующем сезоне удивит своими спектаклями или сыгранными ролями. Впрочем, в прошедшем сезоне действительно удивил Алексей Лелявский. Его решение снять свои спектакли с Национальной театральной премии стало настоящим поступком. И оказалось полностью правильным, ведь победы на этой премии, увы, ни на что не влияют. Также нельзя не упомянуть Анжелику Крашевскую. Каждый год фестиваль ТЕАРТ, который она организовывает – это глоток свежего воздуха и возможность переключиться с белорусских реалий на европейские.

Что?

Главное событие этого сезона и лучший спектакль минского сезона 2016/2017 – «Бы? у пана верабейка гаварушчы» Свободного театра (реж. Николай Халезин). Постановка – уникальный пример того, как театр полностью стирает границы между героями и зрителями, искусством и повседневной жизнью. Награду за лучший экспериментальный спектакль я бы отдал «Войцеку» Купаловского театра (реж. Юрка Диваков). На третье место в своем рейтинге поставлю «Дежевью» Свободного театра (реж. Владимир Щербань) и «Пансион «Belvedere» Государственного театра кукол (итальянский реж. Маттео Спьяцци). На мой взгляд, это главные удачи прошлого сезона.

Также стоит упомянуть экспериментальный спектакль «Anti[gone]» (проект Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн»), проект «HomoCosmos», который организовала менеджер Катерина Солодуха (спектакли «Камера, которую дала мне мать» и «Бог щекотки»). А также продвижение пьес отечественных драматургов со стороны Республиканского театра белорусской драматургии (постановки «Гэта ўсё яна», «Сіндром Медэі» и «Кар’ера доктара Рауса»). Среди музыкальных спектаклей отмечу «Волшебную флейту» (Национальный театр оперы и балета) и балет «Вишневый сад» (Музыкальный театр).

Как?

Все так же. За последние годы в минском театральном пространстве практически ничего не меняется (давайте договоримся, что буду говорить о столичных спектаклях – увы, знания о постановках в регионах отрывочны и несистемны). Что в 2010-м, что в 2017-м мы видим небольшое количество премьер, засилье развлекательного продукта или спектаклей, решенных в эстетике 1980-х, ориентация на внутренний рынок. Самое грустное, что практически отсутствуют условия для развития экспериментального театра. А значит, в году эдак 2023-м мы можем увидеть ту же самую картину.

«Быў у пана верабейка гаварушчы», Белорусский свободный театр. Фото: Андрей Уразов

«Быў у пана верабейка гаварушчы», Белорусский свободный театр. Фото: Андрей Уразов

Безымянный
Алексей Стрельников – театральный критик, кандидат искусствоведения, арт-менеджер, специалист Центра экспериментальной режиссуры

Кто?

Я назову режиссера Юрия Дивакова. Осенью он показал читку «Крестовый поход детей» по пьесе Андрея Иванова, весной сделал премьеру «Войцека» в Купаловском театре, оба раза это стало обсуждаемыми событиями, это прорыв. Я надеюсь, что у нас впереди еще много хороших спектаклей в его режиссуре.

Что?

Лучший спектакль из того, что я видел в сезоне, – «Быў у пана верабейка гаварушчы» Белорусского свободного театра. Очень классная идея, как можно представить публике документальный материал. Полное погружение зрителей, которые даже и не заподозрили, что им в очередной раз показали спектакль «про войну».

Как?

Мне не кажется, что за последний год произошло что-то, чего не было последние лет пять точно. Поэтому трудно говорить о какой-то одной тенденции. Появилось очень много документальных спектаклей (только Александр Марченко весной сделал две премьеры, из Бреста приходят очень хорошие отзывы на спектакль Brest stories guide театра «Крылья холопа»), во время подготовки коллегии минкульта много внимания уделялось негосударственным формам театра, многие частные проекты упрочили свое положение в этом году, государственные театры в свою очередь продолжают гнуть свою линию классического традиционного театра. И я надеюсь, что в ближайшее время больших потрясений не состоится, потому что их и так многовато вокруг.

«Крестовый поход детей». Фото: Анна Довгель

«Крестовый поход детей». Фото: Анна Довгель

Татьяна Артимович
Татьяна Артимович – театральный режиссер, критик

Кто?

Героям и героиней этого театрального сезона, на мой взгляд, являются Юрий Диваков и Оксана Гайко.

Что?

Отметила бы осенний сезон спектаклями Белорусского Свободного театра, реализованными в Британии, – «И завтра я снова была львом» Владимира Щербаня, который поставлен исключительно с британским кастом, и «Горящие двери» Николая Халезина, который приобретает эмоциональную мощь за счет участия в спектакле Марины Алехиной, рассказывающей о самой же себе. Из весенних премьер хотелось бы отметить спектакли «Anti[gone]» Александра Марченко, «Войцек» Юрки Дивакова и Brest Stories Guide театра «Крылья холопа».

Как?

К сожалению, ни экономические, ни идеологические условия – культурная политика в целом – не изменились, альтернативный театр продолжает существовать, скорее, вопреки. Тем не менее появилось несколько, на мой взгляд, поворотных спектаклей в истории современного белорусского театра, например, «Войцек» и Brest Stories Guide, которые, кроме всего прочего, абсолютно конкурентоспособны, если говорить про глобальный театральный рынок.

«Горящие двери», Белорусский Свободный театр. Фото: Олег Сенцов

«Горящие двери», Белорусский Свободный театр. Фото: Олег Сенцов

Надежда Бунцевич
Надежда Бунцевич – музыкальный и театральный критик (газета «Культура»)

 Кто?

Для меня главные фигуры ушедшего театрального сезона – это, вне всяких сомнений, Игорь Казаков и Саулюс Варнас. Оба с могилевской театральной «пропиской», оба – главные режиссеры: один – в Могилевском областном театре кукол, другой – в драматическом. Оба – яркие личности, блестяще реализующие себя в профессии. Но с совершенно разной эстетикой, стилистикой, методами работы, не говоря уже о возрасте и театральном стаже. Напомню, у Казакова в сезоне 2016/2017 появились спектакли «Сіняя-сіняя» по рассказу Владимира Короткевича на малой сцене в Могилеве и, чуть раньше, «Рождественская история» по роману Чарльза Диккенса в Белорусском государственном театре кукол. Плюс были еще и нашумевшие, взбудоражившие общественность российские премьеры! У Варнаса – «Скорина» Николая Рудковского и «Женщина моря» Генриха Ибсена, причем обе пьесы были немного «дописаны» самим режиссером.   

Что?

В первую очередь, перечисленные выше. Назову также «Из жизни насекомых» – театрально решенный вокальный цикл Валерия Воронова на стихи Николая Олейникова в исполнении Светланы Бень, бессловесный «Пансион «Belvedere» в столичном театре кукол, современный балет «Весна священна ли…» в Белорусском государственном молодежном театре, документальный спектакль «Anti[Gone]» по мотивам Софокла на площадке музея Азгура и др.

Как?

В целом, на мой взгляд, удачных работ было больше, чем в некоторые предыдущие годы. Причём эти спектакли не были сосредоточены в одном-двух театрах – на фоне всеобщего застоя. Как раз наоборот! «Проснулись» и потянулись к современной стилистике, актуальным темам и средствам выразительности многие коллективы. Среди них, что особенно радует, есть находящиеся «за пределами МКАД». Есть городские, а не республиканские или областные по своему статусу. Есть вновь образованные, в том числе по принципу своеобразной «антрепризы». Ситуация чем-то напомнила развитие студийного движения в 1990-е. Показательно, что и публика откликнулась! В том числе на экспериментальные постановки, которые, возможно, несколько лет назад были бы встречены непониманием. Достаточно вспомнить «Войцека», поставленного Юрием Диваковым в Камерном зале Купаловского театра: сплошные аншлаги! Приходила даже та молодёжь, которая и в театрах-то не бывала (уже по одной этой причине спектакль следовало бы сохранить в репертуаре). Поэтому хотелось бы, чтобы взятый курс на обновление не исчез.

«Рождественская история», Белорусский государственный театр кукол. Фото: Анна Довгель

«Рождественская история», Белорусский государственный театр кукол. Фото: Анна Довгель

Top