Меню

Новости

Юбилей

Поздравляем Алексея Лелявского

Сегодня наша редакция в очередной раз признается в любви театру кукол, точнее, человеку, без которого вот уже несколько десятилетий невозможно представить белорусский кукольный театр, – Алексею Лелявскому. Тем более что для этого есть замечательный повод – юбилей Алексея Анатольевича.

Уже более тридцати лет Лелявский является главным режиссером Белорусского государственного театра кукол, своими особыми отношениями с режиссером может похвастаться и Могилевский театр, который Алексей Лелявский возглавлял в 1980-е годы. За это время мастер создал целый ряд спектаклей, бросающих вызов традиции, острых, откровенных, расширяющих тематические рамки и жанровые границы, причем как в Беларуси, так и в театрах России, Литвы, Польши, Германии, Словении, Нидерландов и т.д. Классика в его прочтении всегда приобретает актуальность и раскрывает новые смысловые измерения, а знакомые с детства сказки становятся не по-детски серьезными.

Кроме значительного творческого багажа Алексей Лелявский может похвастаться и талантливыми учениками, среди которых стоит назвать хотя бы режиссеров Игоря Казакова, Евгения Корняга, Светлану Бень и многих других. Перечислять же все награды, премии и почетные звания Алексея Лелявского особого смысла не имеет, ведь мы любим Алексея Анатольевича и его спектакли не за это, а за их бескомпромиссность, честность, принципиальность и изобретательность.

В день рождения мастера мы подобрали для вас несколько ярких цитат, ведь кто лучше него самого может рассказать о себе и своих отношениях с театром?

Lelyavskij2

Мне представляется, что для начала работы над спектаклем нужна не пьеса, а идея. Некий импульс, художественный образ, описанный в двух-трех строчках, максимум – на двух-трех страницах. И именно под определенную идею должен собираться коллектив создателей спектакля.

Лялечны куфэрак / Тэатральны альманах 1998-1999 / под ред. Г. Алисейчик (1999)

Спектакль это не литературное произведение, это театр. Когда появился балет «Анна Каренина» в Большом театре в Москве, некоторые сомневались, возможно ли это. Но это балет по мотивам «Анны Карениной». Поэтому и «Война и мир» в кукольном театре – это, разумеется, не будет полной аналогией Толстому. Это будет не литературное произведение…

Лелявский: «Когда в кукольном ставили Чехова, мне говорили, что я сошел с ума» / Андрэй Вашкевіч // Народная воля (2010)

В любом тексте есть ребусы, которые мы разгадываем и для которых находим соответствующую театральную форму. Идет процесс расшифровки связей, построения конструкций, символических, логических, текстовых параллелей. И не люблю благополучных финалов.

Сказка про Ваню и загадочную русскую душу / Татьяна Орлова // Союзное Вече (2016)

Для меня существуют два типа развития. Первый – сижу, никого не трогаю. Второй – трогаю. Другого поведения в театре не бывает. Либо то, либо это, среднего нет. И поэтому бывают произведения по типу «сижу, никого не трогаю» и произведения, которые трогают.

Алексей Лелявский: «Театр, любое искусство – это всё другая жизнь» / Любовь Павлова // Брестский курьер

Aleksey_Lelyavski_

Отличие [между спектаклями для детей и взрослых] только в проблематике постановки. Потому что форма и содержание одинаковые. Я помню, с какой радостью раньше взрослые смотрели мультики для детей, да и теперь смотрят.

Лелявский: «Когда в кукольном ставили Чехова, мне говорили, что я сошел с ума» / Андрэй Вашкевіч // Народная воля (2010)

Конечно, деньги для театра нужны. Только я привык плясать от того, что есть на сегодняшний момент. Нет у тебя денег на костюмные постановки или на то, чтобы на сцене построить самолет, – сделай что-нибудь другое! Неужели от этого поменяется содержание того, что ты говоришь на сцене? Если в каком-то театре все сделано «по-богатому», неужели и остальные должны идти по такому же пути?

Форум перемен / Елена Балабанович // Культпросвет

Если театр не позволяет себе говорить то, что он считает важным для общества, то непонятно, зачем он существует. Я прекрасно понимаю, что очень многим то, что мы делаем, не близко. Больному вообще не очень радостно, когда ему ставят диагноз. Но, тем не менее, молчать о том, что думаешь, мне кажется, не совсем правильный путь.

«Евангелле» от Лелявского / Екатерина Ерёмина // Культпросвет (2016)

Никогда не мог делать то, во что не верю, по заказу. Поэтому мне кажется, что очень важно сохранить в себе способность и желание честно высказывать свою позицию, не навязывая никому свою точку зрения. Говорить правду, не оскорбляя.

«Говорить правду, не оскорбляя» / Яна Постовалова // Театральный город

Top