Минский фотограф Александр Морунов сходил на выставку фотографии и графики «Монохром» в галерею Blique и рассказывает, почему ценообразование произведений искусства в Беларуси — совершенно особая область познаний.
Александр Морунов — историк фотографии, сотрудник отдела экранных искусств Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси
Близилось к завершению второе десятилетие XXI века. В Беларуси зарождался рынок фотоискусства. В Минске в галерее Blique открылась вторая (после самой первой) за полгода выставка-продажа произведений художественной фотографии. История творится на наших глазах — так, что возможно в ней поучаствовать.
Многие из наиболее именитых, талантливых и амбициозных авторов представили здесь свои отпечатки, некоторые в единственном экземпляре, чтобы не только показать их публике, но и продать. Как выставка — это представление о некой части белорусского фотографического сообщества, эдакая антология в монохроме — из того, что смотрелось бы в интерьере. И двухэтажное помещение галереи, фотогеничное само по себе, с винтовой лестницей, как раз настраивает. Пейзаж, портрет, ню, этюды, над лестницей — графика. Есть совершенно магические работы — какие-то обыденные предметы, от которых не оторвать глаз. Открытые произведения из тех, что высказать невозможно. Обрамление ваших смыслов. То, что делает фотографию искусством.
— Нравится, заверните. Почему так дорого?
В этом большая интрига. Есть очевидно недешевые вещи: мастерство, имя, техника, большой размер, дорогая рама, эксклюзивная печать — все понятно. Большинство коммерческих фотографов так объясняет: аппаратура, студия, реклама, помощники, время, спрос. Или расходы на путешествие. Или уникальный момент. Оформляем заказ или гуляем дальше. Шедевры бывают случайными? Шел себе, проверял настройки, нащупал кнопку «шедевр». После подгоняется теория. Хоть потому, что талант и удача крайне трудно поддаются исчислению, о них предпочитают не говорить вслух — недемократично. Опять studium! Опять punctum! Но не только они.
Цена самых дорогих фотографий определяется за пределами понятия фотографии. Почему некоторые произведения в галерее в ценовом топе — совершенно неочевидно. Потому что неплохо бы знать контекст, иначе проще оклеить стену банкнотами. Ценообразование произведений искусства — это совершенно особая область познаний.
К таким выставкам-продажам — каталоги бы об авторах и произведениях. И для маркетинга, и для просвещения. Впрочем, можно отдаться чувствам, забрать, что понравится, попутно убив в себе жабу, — и будет катарсис. А что непонятно, то провоцирует на самообразование.
Когда: до 20 мая
Где: художественная галерея Blique (ул. Некрасова, 11)
Для кого: для ценителей монохрома, любителей антологий, коллекционеров и меценатов
Билеты: вход свободный. Берите побольше денег
А еще вы можете почитать обзоры Морунова на выставки «Долгий день» Максима Шумилина, «Взгляд» Лео Тимма, «Люди одной земли» и выставку китча.