Меню

Новости

КУЛЬТПРОСВЕТ. ЛУЧШЕЕ ЗА ГОД

по мнению читателей

Текст:

Фото:

В последнюю предновогоднюю неделю невозможно не подводить итоги, поэтому да, и мы туда же. Рассказываем про лучшие материалы этого года по мнению наших читателей. Если вы их пропустили, никому не говорите: приближаются выходные, и это самое время, чтобы наверстать упущенное.

Январь

Музыка и математика: как все устроено

В январе композиторка Елена Гутина объясняла, как связаны музыка и математика. Оказывается, все очень просто и логично. «В начале было число» — так можно начать рассказ о музыке. Рассказ растянулся на два больших материала, для которых прямо внутри подобрано музыкальное сопровождение.

1

Февраль

Анна Шадрина: «Мы родились и воспитаны в культуре, где главное в жизни – найти свою любовь»

В феврале разговаривали с социологом Анной Шадриной о гендерном (не)равенстве и его влиянии на жизнь мужчин и женщин. Очень про нас с вами — наверное, именно поэтому материал стал самым читаемым за всю историю «Культпросвета».

«…Одна парикмахер из маленького города рассказывала, что ее клиентки делятся на две категории: несчастные женщины и счастливые. Несчастные — это те, чьи мужья «пьют и бьют». А счастливые — те, у кого мужья «пьют и бьют», но они знают пинкод от их зарплатных карточек…»

2

Март

Джо Данторн: «Я просто люблю писать о море, хоть это и считается клише»

Британский романист Джо Данторн был в этом году на книжной выставке-ярмарке в Минске, и у нас — не поверите — получилось взять у автора бестселлера «Субмарина» большое интервью.

«…Я не пытался создать валлийский вариант «Над пропастью во ржи». Я просто хотел раскрыть характер подростка, мне казалось, что в литературе нет произведений, в которых мальчик был бы изображен по-настоящему честно — мрачным, тревожным».

3

Апрель

Олег Коронный: «С Постнаукой нас роднит только наличие видео. На этом всё»

Мы знаем, что вы тоже любите читать Arzamas. В апреле шеф-редактор проекта Олег Коронный рассказал, как все начиналось и как устроено сейчас.

Внутри список самых «работающих» материалов проекта — как раз будет чем заняться после того, как перечитаете все, что пропустили на «Культпросвете».

4

Май

Идея фикс: «Гайд по тому, как снять короткометражный фильм»

Режиссерка Даша Лобанова сняла свой короткометражный дебют и щедро поделилась с нами лайфхаками: на что обращать внимание, чего избегать, какое значение диафрагмы выставить и как успеть всё за один день.

В общем, оказывается, снимать кино — это совсем не больно.

5

Июнь

Оксана Жгировская: «В Беларуси кураторская деятельность не приносит денег, потому что у нас нет арт-рынка»

В июне разговаривали с искусствоведом Оксаной Жгировской о кураторстве в Беларуси: кто, что, где и, главное, зачем делает. А внутри еще и супербонус — фотографии кота Йодика.

«…Мы как-то смеялись с Олей Рыбчинской (арт-критик, кураторка — прим. «Культпросвет»), что у нас «кураторство вопреки»: у тебя маленькое финансирование, цензура, дисконнект с художниками, ограничения по экспонированию, тут ты вешать не можешь, тут отверстие сделать не можешь, покрасить стены нельзя…»

6

Июль

Вальжына Морт: «Паэтычныя словы вісяць у маўчанні, каб мы маглі зразумець, што яны значаць»

Бесконечно красивый разговор двух поэтесс — Вальжины Морт и Юлии Тимофеевой. Просто наслаждайтесь.

«…Беларуская мова вельмі зямная. У слове «зямля» ажно два «я». І гучанне гэтага «я» нас апускае спачатку ў чарназём, а потым і ў магму. Адзін ліфт, а потым яшчэ адзін…»

7

Август

Ирина Широкая: «Белорусскому зрителю пора понять, что актуальное искусство не может существовать без него»

Хореограф и создательница театра танца Skyline Ирина Широкая делится мыслями о белорусском зрителе. Ребята, надо исправляться!

«…Так вот поговорим о нашем зрителе. Он, безусловно, взыскателен и критичен, но в это же время ленив и заранее разочарован. Чувствуя такую дуальность, бедный постановщик или организатор априори стоит перед каверзным вопросом: окупаемость или, собственно, искусство?…»

8

Сентябрь

Войцек в символах: «После мяса должна оставаться кровь»

Не будем скрывать: «Войцек» стал одним из самых любимых спектаклей редакции в уходящем году. Именно поэтому мы посвятили ему целых четыре материала. В последнем вместе с режиссером Юрой Диваковым разбирали все по полочкам: прошлись по зайцам, уткам, черепам. Блестки пересчитать не удалось, но теперь точно знаем, к чему в спектакле золотые трусы.

«…Для меня зайцы — это опасность или предосторожность. Кто-то говорит, что зайцы — символ трусости, страха, но на самом деле в них очень много опасности — заяц убивает мгновенно: если его прижать к груди, он разрывает тело и вынимает кишки за несколько секунд. Заяц любую собаку загнать может…»

9

Октябрь

Хайнер Гёббельс: «Лекция «Эстетика отсутствия» за 6 минут»

Для тех, кто пропустил самый лучший перформанс ТЕАРТа (в течение получаса г-н Гёббельс с очень вежливой улыбкой на лице просил местных техников привести в порядок свет на площадке и настроить проекцию, а зрители наблюдали за этим почти как за спектаклем), подготовили конспект лекции выдающегося немецкого композитора.

10

Ноябрь

Максим Диденко: «О театре, контакте с реальностью и свободе»

В ноябре мы поговорили с Максимом Диденко, одним из самых успешных молодых российских режиссеров: он делает свой, ни на что не похожий театр, в котором возможно все.

«…Очень многие вещи направлены на то, чтобы отделить нас от реальности, они работают не на присутствие, а на отсутствие. Чтобы мы были где-то в другом мире, которого нет. А искусство — один из инструментов, позволяющих человеку присутствовать в том мире, в котором он действительно живет. Мне кажется, это нужно всем…»

11

Декабрь

София Садовская: «В больших государственных музеях в принципе есть проблема понимания кураторства»

В декабре бродили по Национальному художественному музею в компании искусствоведа Софии Садовской и говорили о том, как и что сегодня меняется в музеях. Спойлер: путь предстоит долгий и непростой, но свет в конце тоннеля есть.

«….Был момент, когда в НХМ одновременно пришло много молодых людей, для которых мотивация была важнее, чем ресурсы: они пришли экспериментировать, создавать новый контент, новые подходы, менять образ музея в глазах зрителей. Но нужно понимать, что музей — это большая бюрократическая структура, здесь много технических особенностей, которые притормаживают процесс изменений…»

telegram

Top