Меню

Новости

Ирина Широкая

«Белорусскому зрителю пора понять, что актуальное искусство не может существовать без него»

Сегодня в рубрике «Мнения» — Ирина Широкая, частая гостья на страницах нашего журнала. Она создала Театр танца Skyline и уже поставила хореографический спектакль «Коммуна». Так что кому, как не ей, знать, сколько стоит постановка перформанса от и до и почему цена входного билета в 30 рублей — справедлива.

Не так давно я стояла в очереди за билетами на вечер перформансов — само наличие очереди меня как человека, прошедшего «все круги коммерциализации» своего творения, уже порадовало. И даже немного укрепило веру в белорусского зрителя.

Так вот поговорим о нашем зрителе. Он, безусловно, взыскателен и критичен, но в это же время ленив и заранее разочарован. Чувствуя такую дуальность, бедный постановщик или организатор априори стоит перед каверзным вопросом: окупаемость или, собственно, искусство? В Беларуси не так много примеров спонсирования современного арта и, как ни крути, гранты и политика меценатов все-таки ограничивают. Потому если хочешь творить независимо и не по теме, то и материальная сторона становится твоей первостепенной заботой.

MneptYs4jfA

Если верить Википедии, всего в Минске около 10 театральных площадок и более чем 20 концертных залов, однако почти все из последних — это ДК заводов, оборудованные хорошо если тремя лампами и, как правило, не имеющие профессионального технического персонала. С театрами все намного сложнее и загадочнее. По какой-то причине они до сих пор не обзавелись пакетом документов, позволяющим им официально сдавать площадки в аренду. Единственная сцена, открытая к сотрудничеству, — это Республиканский театр белорусской драматургии. Этим пространством и пользуются практически все частные проекты. Однако нужно понимать, что РТБД — это камерный зал мест на 250, низкие потолки, маленькая сцена в два плана кулис. В общем, что-то, требующее больше трех-четырех человек на сцене, туда никак не вписывается.

Если вы запланировали мероприятие в месте, не располагающем билетной книжкой, вам придется получать гастрольное удостоверение и затем печатать билеты. Себестоимость одного билета — примерно 0,45 руб., следовательно, уже для того чтобы напечатать квитки на целый зал, нужна круглая сумма.

А еще упоминание о наличии подоходного налога должно погрузить вас в суровую действительность тех альтруистов, которые все же пытаются пройти этот непростой организационный путь.

И тут случается то, что вынуждает белорусских экспериментальных художников и перформеров либо прекращать свою деятельность, либо искать счастье в заморских странах, — стоимость того самого входного билета. Разрабатывая определенные концепции, «частный» творец учитывает, как мы поняли, много аспектов, вернее, суммарную их стоимость, которая делится на количество мест в камерном зале. И та-да-дам — НЕРЕАЛЬНАЯ СУММА! И это без его личного гонорара и зарплаты исполнителям. Среднестатистический зритель (а мы помним его особенности) никогда в жизни не пойдет на постановку молодого неизвестного экспериментатора за деньги, которые в сущности равны прайсу нескольких кружек кофе. И даже если постановка «гениальна», она просто не сможет жить. Потому перформативное и не только искусство сводится у нас к бесплатным уличным фестивалям и государственным биеннале.

Но если вы все-таки вложили свои личные деньги и реализовали проект, не побоялись поставить цену в 25—30 рублей, разработали рекламную кампанию и таки собрали зал, это вовсе не означает, что вы сможете сделать то же через месяц. И даже если критики написали, что все было великолепно и вы новый «Туминас, Барышников или Бауш», потолок, который вас ждет, — постановка в госучреждении. Словом, все сводится к тому, что арт-фрилансеры не видят смысла реализовываться в Беларуси. И это не из-за «политической обстановки», а как раз из-за зрительской индифферентности.

Ответственность делится между всеми агентами арт-поля и, конечно же, распространяется на зрителя как на естественного спонсора всей структуры. Лично зритель, а не государственный аппарат, должен понимать свою причастность к происходящему в сфере культуры, быть селекционером и фильтром. Корни всего кроются в образовании и воспитании, но это больная отдельная тема.

_vpRw1fTRUo

Когда-то меня вдохновила мысль: «Если не мы, то кто?» — так начался мой путь: было потрачено много денег и получено много опытаБелорусскому зрителю тоже пора пуститься в дорогу и понять, что актуальное искусство не может существовать без него — как с концептуальной, так и материальной стороны вопроса.

Top