Меню

Новости

Олег Коронный

«С ПостНаукой нас роднит только наличие видео. На этом всё»

Press Club Belarus продолжает зазывать важных гостей из мира медиа, и на этот раз гостем стал Олег Коронный, шеф-редактор образовательного проекта Arzamas. Регистрация закончилась в тот же день, когда объявили о встрече – среди счастливчиков, попавших на мероприятие, оказалась и журналистка «Культпросвета» Светлана Баксичева.

«Сейчас буду делиться разными глупостями. У меня даже план есть, поэтому мой монолог не просто бред, а структурированный бред. Поможет ли это вам? Скорее всего, нет», – мы пришли на встречу с шеф-редактором проекта Arzamas, но иногда казалось, что это выступление standup-комика. Полный зал Пресс-клуба одобрительно смеялся, а Олег Коронный умело разбавлял полезную информацию об образовательном проекте шуточками – аудитории это по нраву. Так же работает и сам сайт: глыба гуманитарного знания подается в игровой форме, чтобы читатель не успел заскучать.

Идея проекта

Как всё началось? Летом 2014 года появилась идея сделать учебные видео с великими русскими учеными. Недолго думая, наш главный редактор Филипп Дзядко собрал команду и записал лекции. Встал вопрос, что делать дальше. Оказалось, что роликов недостаточно: нужно снабжать их дополнительными материалами, открывать сайт, придумывать дизайн. Проект, где участвовало 3 человека, расширился до 20.Arzamas2

Изначальная идеология – делать из ученых рок-звезд, показывать, что они могут рассказывать интересно и весело. Эти люди более достойны быть популярными, чем телезвезды и некоторые музыкальные исполнители. Также мы хотели рассказывать просто о сложном и переводить ценные знания ученого на доступный и понятный язык – в общем, заниматься просвещением.

Как устроен Арзамас

Наш сайт устроен настолько сложно, что мы сами периодически теряемся. Наверху рубрикатор, точнее, его подобие: нет разделения на «история», «литература» и прочее. Только «курсы» и «журнал». Зона ниже – фичер. Там находится новейший курс, висит он около 20 дней. Когда мы не совсем довольны последним проектом, то на это место ставим классный материал, который точно зайдет. Это одно из величайших открытий: старые тексты читаются так же хорошо, как и новые.  

Дальше идут микрорубрики, которые обновляются каждый день, после них – крайний материал из «журнала». «Лучшее на Арзамас» – абсолютный обман. Это даже не самое популярное. Какой-то один редактор неделю отвечает за лучшее и подбирает материалы, результат зависит от честности человека. Затем курсы: от самого нового к старому. Дальше подборка, меняем ее раз в несколько дней: это может быть Арзамас о животных, литературе или истории русского искусства. Потом блок «баннер» – реклама, не всегда за деньги.  Чуть ниже рубрика спецпроекты. Дальше идет совсем могила: «о проекте». Если хотите связаться с нами, нужно попасть сюда, если что. Некоторые проделали этот путь.

Arzamas3

Основные тематические блоки

1. Курсы

Мы начинали с лекций ученых. Это была одна из наших ошибок, но при этом она создала хороший имидж. Курсы состоят из лекций и дополнительных материалов. Обычная лекция Арзамас выглядит так: после заставки начинается монолог симпатичного мужчины или красивой женщины, а мы разбавляем их рассказы иллюстрациями, выезжающими элементами, сложной съемкой. После того как видео записано, нужно его смонтировать и привести в божеский вид. Создать курс очень сложно, а смотрят его значительно меньше, чем читают материалы. Нарушена примитивная логика: то, что непросто делать, должно окупать просмотрами и популярностью. А у нас наоборот. Курсы – это то, что было на первых порах, и чего сейчас всё меньше и меньше.  Сейчас переходим на аудио, и это может убить концепцию «ученых-звезд». Мы не отказываемся полностью от видеоформата, но хотим делать больше курсов. Чтобы это осуществить, нужно работать с аудио.

2. Журнал

Когда поняли, что не можем выпускать по одному курсу в неделю, мы придумали такую сущность, как журнал. Тут выходят материалы обо всем на свете. Он обновляется каждый день за счет маленьких хитростей: микрорубрик. Например, кинохроника дня. В течение месяца выкладываем старые, архивные, уникальные ролики и рассказываем небольшие истории о них. Постоянное обновление создает впечатление, что сайт не умер и не был закрыт Роскомнадзором. Если курсы больше про образование, то журнал – просто занимательные статьи.

3. Университет «Арзамас»

Это оффлайн-лекторий в библиотеке и вместе с тем попытка собрать единомышленников в одном месте. Прошедшие лекции превращаются вовсе не в тыкву, а в великолепную запись, которую можно смотреть и радоваться жизни.

4. Спецпроекты

Это когда в редакцию приходят и говорят: хотим сделать материал вместе с вами. Один из моих любимых спецпроектов связан с Пушкинским музеем. Здесь мы хорошенько постарались, например, придумали голосование. У музея есть предметы из запасников, которые никто не видит годами. Мы выбрали 6 самых классных экспонатов, провели опрос, и победитель снова находится в музее.

Arzamas1

Путь материала

Например, записали мы курс лекций про Париж XIX века. Лектор рассказал о том, как был устроен Париж, чем занималось парижское общество и как оно существовало. Дальше у курса появляется ответственный человек: один из редакторов. Он ответственен за всё: чтобы ролик был смонтирован, ученый не обиделся на заголовок, дизайнер сделал классную картинку, а корректор и выпускающий редактор прочли текст.

Редактор придумывает материалы вокруг курса. «Мы рассказываем о французской революции», – говорит он своим коллегам. Да, французская революция – это очень важно. Можно сделать таймлайн (зачем, есть на википедии), можно проследить за жизнью интересных персонажей (нет, тоже было). Задача: объяснить, что за чем шло, но не в скучной форме. Для таких вещей придумываем игру. В данном случае это «переживите все революции». Мы рассказываем хронологию французской революции, но вам не покажется, что это унылое изложение википедии.

После ищем человека, который напишет текст. К лектору можно не обращаться, достаточно посоветоваться с аспирантом или хорошим студентом. После того как нашли автора, получаем текст и переписываем его 8 раз. Сложно отыскать специалиста, который много знает и хорошо излагает мысли.

Закончились баталии с автором, показываем текст научному консультанту. Дальше идем к программисту и дизайнеру. Показываем всё выпускающему редактору, который с трезвой головой смотрит на это и говорит: «Никуда не годится, переделывайте». Мы идем обратно, чуть-чуть видоизменяем продукт, возвращаемся. Так до тех пор, пока не получится качественно.  

Это путь сложносочиненного материала, и такие проекты скорее исключение. Текстов без специального программирования и верстки гораздо больше. Но материалы, выходящие за рамки админки, жутко важны. Это имиджевая история. Нужно удивлять чем-то новым, в том числе для того, чтобы впоследствии продавать спецпроекты.

Arzamas5

Как продвигаются материалы

Есть множество соцсетей, и везде мы ведем себя по-разному. У Facebook невероятный алгоритм – он не любит, когда материалы выкладывают слишком часто. Поэтому мы постим тексты 2-3 раза в день. В VK делаем записи значительно чаще, раз в 2 часа, не используем мемы (да, без этого можно жить). Здесь используем возможности соцсети: например, плеер. Одноклассники – отдельный и занятный мир, в котором сложно. Но если мы хотим действительно заниматься просвещением, важно осваивать и эту соцсеть. Тут нужно писать очень аккуратно, никаких шуточек.  Помимо соцсетей есть рассылка. Это олдскульный метод, но относительно действенный. Около 50% открытия, но этого достаточно.

Самое главное – выбраться за пределы комфортной фейсбук-ленты. Хотим, чтобы нас смотрели люди, которые обычно предпочитают РТР. Важно подключать самую юную аудиторию и, наоборот, людей постарше. Еще ждем, когда в регионах цифры просмотров будут такие же, как в крупных городах: Москве, Питере, Киеве, Минске.

Какие материалы работают

Это был самый популярный материал на русском языке, и мы решили его перевести. Тест невероятно хорошо зашел, 500 000 просмотров. Понятно, почему сработало: тема, тест. К тому же это изящный способ поделиться в соцсетях политическими пристрастиями.

Снова тест. Очень простая механика: сразу получаешь результат, сразу шаришь. Люди любят что-то вбивать руками, поэтому мы использовали это в материале: нужно вручную ввести возраст.

На третьем месте разводная страница сразу семи тестов. Очень простая механика, но жутко веселая. Вы что-то вбиваете, параллельно идет время. К слову, если хотите придумывать интерактивные штуки, больше времени проводите за видеоиграми. Мне это помогает постоянно.

Не тест! Шпаргалка – один из самых работающих материалов. Материал рассчитан на разных людей, к нему можно обращаться перед экзаменом. Обратите внимание, что в своеобразном хит-параде это первый материал без игровой механики.

Не очень интересная тема, но на название хочется нажать, даже если вы никогда не интересовались Французской революцией. Это искусство классного заголовка.

Списки и рекомендации всегда хорошо заходят. Формат: чем проще, тем лучше. У нас это табличка. Вам весело потыкать, но иногда этот материал оказывается полезен.

Материал достаточно журналистский: пишем ученым письмо, а они отвечают. Это просто осуществить, но важно, что формат «мифы о чем-то» работает.

Как продавать историю культуры

У проекта есть меценат, который поверил в идею Филиппа и вместе с ним придумал сайт. Но сейчас мы делаем проекты, и оказалось, что продавать вещи про историю и культуру гораздо проще, чем нечто иное. Бренду или крупной компании хочется, чтобы с ними ассоциировалось только хорошее. А что может быть лучше просвещения и образования?

Любимые курсы Олега Коронного

Top