Меню

Новости

Художественная практика. Декабрь

София Садовская: «В больших государственных музеях в принципе есть проблема понимания кураторства»

В этот понедельник «Культпросвет» воспользовался возможностью побродить по Национальному художественному музею в компании Софии Садовской —  искусствоведа, сотрудницы НХМ, куратора образовательных программ детских творческих мастерских. Мы поговорили с Софией о том, как сегодня меняются музеи, и, конечно, советуем несколько выставок для культпохода в декабре.

В 2013 году я отправила в НХМ свое резюме, при том что здесь, кажется, не было никаких вакансий. Через два дня мне перезвонили и попросили прийти. Я поговорила с замом по науке, и меня сразу взяли: тут сработала абсолютно классическая история про красивый диплом большого университета я училась на искусствоведа в МГУ. Ушла я довольно быстро, потому что попала в отдел, где для меня не было работы, которая бы меня вдохновляла.

Я вернулась в музей, когда уже несколько лет работала в галерее «Ў»: пришла в НХМ на «Аладовские чтения» с докладом о том, что мы делаем в детских мастерских, и тогда Дмитрий Солодкий, заведующий отделом научно-просветительской работы, подошел и сказал: «Приходи к нам работать». Для меня ценно, что он позвал меня не из-за диплома, а потому что у меня уже был опыт работы, ему было интересно иметь в своей команде человека, который пользуется определенными методиками, имеет свой взгляд на медиацию в искусстве. Сейчас я работаю на полставки в музее, остальное время посвящаю детским творческим мастерским галереи «Ў» и другим проектам.

_DSC0370

В кураторских и медиаторских практиках, как в музеях, так и в независимых галереях, сейчас самое главное — опыт. Начинать этим заниматься в Беларуси довольно сложно, потому что нужно пробовать себя в проектах, в которых, как правило, нет ресурсов, а часто нет и понимания, что это и зачем нужно. Такой опыт часто приходится нарабатывать бесплатно или самому становиться и куратором, и администратором, и фандрайзером. А в больших государственных музеях в принципе есть проблема понимания кураторства, тут нет такой свободы делать то, что ты хочешь. Например, в НХМ я на эту территорию не претендую — здесь существует много ограничений. Важно понимать это, когда идешь работать в государственный музей.

_DSC0435

Был момент, когда в НХМ одновременно пришло много молодых людей, для которых мотивация была важнее, чем ресурсы: они пришли экспериментировать, создавать новый контент, новые подходы, менять образ музея в глазах зрителей. Но нужно понимать, что музей это большая бюрократическая структура, здесь много технических особенностей, которые притормаживают процесс изменений. Например, сейчас со стороны кажется, что Третьяковка сильно изменилась, но люди, которые там работают, говорят, что музей шел к этому очень долго еще до прихода Трегуловой (Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи — прим. «Культпросвета») это были медленные поэтапные перемены на протяжении последних 15 лет. Изменение облика музея это сложно, к этому процессу должна быть готова и команда, и руководство, и зрители.

_DSC0361

Сотрудникам музеев нужно думать о том, как сделать пребывание здесь комфортным для посетителей. Важно создавать дружелюбное пространство, чтобы можно было прийти в музей и чувствовать себя спокойно: сесть на пол, подойти поближе к картине. Понятно, что экспонаты трогать нельзя, но когда над тобой нависает какой-то контроль не прямо за спиной, но который ты все равно чувствуешь, ты не можешь быть до конца расслабленным.

Важно, например, как ведут себя сотрудники музея, смотрители: если посетитель нарушает какие-то фундаментальные правила музея, нужно уметь сказать ему об том деликатно, а не давать оценку его воспитанию/поколению и т.д. Важно создавать инклюзивную среду, чтобы можно было прийти в музей, например, с бабушкой, которая не может подняться по лестнице над многими вещами нам еще предстоит поработать. Ведь первое, о чем мы думаем в музее, как бы сделать классную выставку, но в то же время всегда есть бытовой вопрос: комфортные туалеты, комфортная температура, лифты и т.д.

_DSC0419

Мне очень хочется развивать волонтерское движение в музее: чтобы «Ночь музеев» делали не только сотрудники музея, а чтобы приходили молодые ребята и участвовали в создании этого события разработке концепции, подготовке, реализации. Чтобы было пространство и возможность диалога с молодыми людьми. Еще один важный вызов относительно «Ночи музеев» как сделать так, чтобы зрители потом возвращались в музей, чтобы это не осталось походом для галочки раз в год.

_DSC0396

К сожалению, коммуникации между государственными музеями и частными галереями нет. Я считаю, что во многом это зависит от Министерства культуры. Анна Чистосердова и Валентина Киселева (директорки галереи современного искусства «Ў» — прим. «Культпросвета») рассказывали, что когда Павел Латушко был министром культуры, у них были совместные совещания, потому что галерея очень важный игрок на поле современного искусства и культуры, игнорировать ее невозможно, но сейчас именно так и происходит, и мы лишены возможности делиться опытом, делать совместные проекты. В нашей ситуации никакой коммуникации быть не может, пока она не будет «одобрена».

На следующей неделе, к выходу новой книги, стартует краудфандинговая кампания детских творческих мастерских галереи «Ў» по сбору средств на создание мультика на песню Вольского о творчестве Малевича из книги «Малевич для детей» (которую можно получить в качестве подарка за поддержку проекта). Адам Глобус написал книжку про Малевича, я придумала игры, Лявон Вольский песни, а художник Bazinato сделал классный дизайн. И это как раз то, что отличает музей от галереи такие проекты возможны в галерее, но пока не в музее. Потому что начинается всё с вопросов: кто будет печатать книгу? Музей может работать только с госиздательствами. Кто дизайнер в этом госиздательстве? В каком стиле сверстают эту книгу? Как ее отредактируют? Если это книга для детей, нужно соблюдать разные ГОСТы и так далее… И в конце концов у тебя получается продукт, над которым у тебя нет власти результат непредсказуем.

_DSC0357

Сегодня для школьников, да и для многих взрослых людей, классический экскурсионный формат уже совершенно неприемлем это другое поколение с другим мышлением и другими возможностями концентрации. Чтобы сегодня ребенок заинтересовался чем-то, ему нужно не рассказывать, а спрашивать и играть с ним. Важна возможность создания интегрированного знания — телесного, интеллектуального, эмоционального.

Когда нам что-то рассказывают, мы воспринимаем информацию пассивно. Типа эксперт сказал значит, так и есть. И эта информация потом очень быстро утекает через все наши дырочки в сознании. А если ты сам добираешься до этой информации, проходишь определенный мыслительный путь, она превращается в личный опыт. Поэтому так необходимо создавать ситуацию диалога.

Мне кажется, очень важно, чтобы с детьми в таком формате работали эксперты в области музейной педагогики. Например, если ребенок смотрит на картину и дает какую-то оценку, которая совершенно не соответствует искусствоведческим стандартам или истории этой работы, важно не сказать: «Нет, это не так, вообще-то художник хотел сказать то-то и то-то». У каждого из нас своя точка зрения, и очень важно, чтобы дети могли иметь личный взгляд на работу и возможность его озвучить.

Воспитывать новые вкусы

Столовка XYZ / до 01.01.2018

Для вас уже накрыты столы на выставке Сергея Кирющенко «Воспитывать новые вкусы» в галерее «Столовка XYZ». Дайте себе время вкусить, внимательно посмотреть и поразмышлять о нашем культурном поле, которое скорее напоминает культурное застолье, где не смысл, а вкус правят институциями. Критический комментарий Сергея Кирющенко к нашей реальности обязателен к просмотру.

Ретроспектива брендреализма

Национальный центр современных искусств / до 14.01.2018


«Звезде разрешили все: непринужденно шутить,
материться и курить. Вам везде!»
Михаил Гулин

На выставку Шнура в НЦСИ можно сходить, чтобы понять, о чем весь хайп, и посмотреть, как может не работать цензура, когда хочет не работать.

А еще загляните в НХМ РБ чтобы спрятаться от реальности в картине Израиля Басова или погреться в лучах света сакского золота на выставке «Искусство номадов Великой степи»

 

Top