В феврале в наших широтах самые популярные занятия — доставать чернила и плакать или планировать идеальный День Святого Валентина. Но если вы ни разу не поэт и не поэтесса, а бьющая по глазам ярко-розовая и присыпанная сахарной пудрой вместо снега романтика вас не умиляет, мы предлагаем вам скоротать февральские вечера в театре.
Все же поддавшись нескромному буржуазному очарованию праздника плюшевых медведей, мы собрали в нашей афише спектакли о любви в самых разных ее проявлениях. Правда, на эти постановки лучше идти без своих зазноб — вы сможете в полном покое эгоистично наслаждаться прекрасным и, если нахлынут эмоции, без стеснения всплакнуть. А если вам хорошо и без партнера или партнерши, то в большинстве спектаклей вы найдете подтверждение своей правоты. В них нет идеальных героев и героинь и финалов в стиле «…и жили они долго и счастливо», любовь в них ускользает, исцеляет, калечит, уничтожает и редко бывает счастливой. В общем, все как в жизни.
За любовью неуловимой
Премьера «Шелка» по роману Алессандро Барикко состоялась в Белорусском государственном театре кукол еще летом 2012 года, но довольно скоро по объективным причинам (изменение состава труппы) спектакль из репертуара исчез. Теперь же рассказанная итальянцем история о страсти, которая беспощадно гонит на другой конец света и заставляет рисковать жизнью, и молчаливой любви с чарующим голосом, охватывающая географически Францию и Японию XIX века, возвращается.
Имя Алессандро Баррико знакомо, скорее, киноманам, чем завсегдатаям театров. Вспомним хотя бы «Легенду о пианисте». «Шелк» Баррико, кстати, тоже был экранизирован. А вот в театре, по крайней мере на постсоветском пространстве, к этому произведению впервые обратились именно в Минске. Поставил «Шелк» Алексей Лелявский. Ему удалось сохранить мелодику и ритмику текста, вместе с музыкой, написанной Егором Забеловым, вводящего практически в медитативный транс. Визуальный образ спектакля, в котором сочеталось использование онлайн-графики, масок и выразительная работа с цветом, а Запад встречался с Востоком, создала для «Шелка» Татьяна Нерсисян. Шесть лет назад спектакль выглядел современным, атмосферным и наполненным тонкими, неуловимыми чувствами. Надеемся, что обновленный «Шелк» не просто сохранит свою былую прелесть, но и заиграет новыми красками и смыслами.
Когда: 2 и 22 февраля, 19:00
Где: Белорусский государственный театр кукол
Для кого: для тех, кто умеет отделять зерна от плевел
Билеты: 6.5 — 12 BYN
За любовью уничтожающей
«Синдром Медеи» в Республиканском театре белорусской драматургии — античный миф, осмысленный с позиций современного человека, актуальных проблем и болевых точек общества. В спектакле Екатерины Аверковой по пьесе Юлии Чернявской, казалось бы, сохраняется паттерн мифа о Медее: есть женщина-чужестранка, предавшая своих родных из любви к мужчине, есть мужчина, есть измена, есть убийство. Но только внешние причины и внутренние мотивы героев далеки от их античных прототипов.
Медея Людмилы Сидоркевич в этом спектакле — идеальная женщина, мягкая и нежная, измена Ясона — результат слабости, а не рационального выбора, а убийство не изощренный способ мести, а отчаянная попытка спасти самое дорогое. Этот спектакль во многом жесток по отношению к зрителю — слишком много в нем узнаваемых ситуаций, от травли в «сети» до социальной незащищенности, а в чем-то почти наивен, но безусловно удачен в смысле сценографии (Алена Игруша), пластического решения (Евгений Корняг), актерских работ. А еще он заставляет задуматься о личных границах и сохранении себя в отношениях.
Когда: 11 февраля, 19:00
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Для кого: для тех, кто хочет раствориться в другом человеке
Билеты: 12 — 13 BYN
За любовью очищающей
«Травиата» — одна из самых популярных в мире опер, что легко можно объяснить не только музыкой Джузеппе Верди, но и трогательным сюжетом, позаимствованным из «Дамы с камелиями» Александра Дюма-сына. Со времени своей премьеры в середине XIX века «Травиата» пережила, наверное, тысячи сценических воплощений. Сюжет и герои переосмысливались режиссерами и исполнителями, путешествуя во времени и пространстве.
В Большом театре Беларуси Виолетта Валери также «сменила прописку». В спектакле, поставленном Андрейсом Жагарсом, действие происходит в наши дни, герои носят современные наряды и джинсы (куда же без них!), а Виолетта умирает от онкологии. Но все это только внешний антураж, хоть местами и весьма эффектный, так как смысл произведения остался неизменен. «Травиата» Большого театра — это по-прежнему опера о любви, очищающей и жертвенной, о любви, которая могла бы стать спасением, но осталась яркой вспышкой недолговечного счастья. А еще это спектакль о хрупкости человека, способного чувствовать, в холодном и практичном мире.
Когда: 8 февраля, 19:00
Где: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
Для кого: для поклонников нерадикальных вариантов режиссерской оперы
Билеты: 4.5 — 120 BYN
За любовью сильнее смерти
Еще один мифологический сюжет на сцене РТБД воплотил режиссер Евгений Корняг. «Визуальная поэзия», как постановщик определяет жанр своего спектакля «Бетон», не просто метафора, а очень точное раскрытие самой сути происходящего на сцене. Как и в хороших стихах, созданные на сцене образы многозначны и позволяют зрителю по-разному истолковывать их либо просто погружаться в созерцание, наслаждаясь ритмом и формой. Тем более что созданное Татьяной Нерсисян сценографическое решение вместе с пластикой актеров моментами погружает в настоящий визуальный экстаз.
Миф об Орфее и Эвридике, которым посчастливилось найти друг друга в бетонных джунглях, где каждый безысходно одинок и ищет любви, заменяя ее суррогатами легкодоступных отношений «без обязательств», в прочтении Корняга трагически прекрасен. Это история не столько об идеальной любви, сколько о чувстве потери и тотального одиночества, боли, которую не может утолить даже смерть. Орфей может спускаться в Аид за своей возлюбленной, может умереть, но счастливого воссоединения все равно не произойдет, потому что время необратимо и беспощадно холодно. Как бетон.
Когда: 13 и 25 февраля, 19:00
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Для кого: для тех, кто умеет ценить моменты счастья
Билеты: 7 — 15 BYN
За любовью мстительной
Если вы хотите отомстить бывшему, то вот вам рецепт от Фридриха Дюрренматта. Станьте проституткой, подцепите престарелого миллиардера, овдовейте, разорите родной город, а потом предложите его жителям миллиард за убийство своей «любви». Сложновато? Зато действует безотказно. Можете сами убедиться на спектакле «Визит старой дамы» в Гродненском областном театре кукол.
Спектакль в Гродно поставили Алексей Лелявский и художник Александр Вахрамеев, и, также как у Дюрренматта, местью бывшему любовнику в этой постановке дело не ограничивается. Миллиардерша Клара Цаханассьян мстит всему обществу, в свое время отказавшему ей в сочувствии и изгнавшему из родного города. А общество это достойно мести. Чудовищность предложения убить человека за миллиард, сделанного Кларой, — ничто по сравнению с тем цинизмом и благонамеренностью, которыми прикрываются лучшие жители города, принявшие его. Нечеловеческие поступки подчеркнуты обликами персонажей, отталкивающими масками, которые только в моменты проблесков человечности снимают с себя актеры. Что же до Клары, то смерть любовника не приносит ей особой радости. Цаханассья — живой труп, не способный больше чувствовать: хриплый загробный голос актрисы Ларисы Микулич и кукла-Клара, напоминающая скелет, убеждают в этом.
Как всегда в спектаклях Алексея Лелявского, в «Визите старой дамы» сложно не заметить ряд отсылок к современности и намеки на то, что и сегодня «за миллиард» сожрут кого угодно. Но, конечно, только во имя «справедливости и правосудия».
Когда: 7 февраля, 19:00
Где: Гродненский областной театр кукол
Для кого: для тех, кто продумывает план коварной мести
Билеты: 7 — 8 BYN
За любовью к жизни
В спектакле Молодежного театра DreamWorks по пьесе Ивана Вырыпаева хватает и юмора, и надрыва, и настоящих киношных страстей. Как в плохой мелодраме, претендующей на то, чтобы выдавить из зрителей слезу, здесь есть запутанные любовные связи, богемный шик, убийство из ревности и страдающий герой. Кажется, все просто. Но это только видимость, потому что и пьеса Вырыпаева, и постановка Дмитрия Богославского — всего лишь игра в «Фабрику грез». Эту видимость жизни, которую люди сами создают, не замечая за фасадом бессмысленных активностей и псевдоинтеллектуальных разговоров за стаканом виски с косячком, настоящей ее сути.
Для главного героя DreamWorks, Дэвида, эта видимость рушится со смертью его жены Мерил. Ее потеря оборачивается поиском новой точки опоры и смысла, в котором Дэвиду помогает странная и совершенно чужая в компании его богемных друзей Элизабет. Она, как выясняется, была знакома с покойной. Благодаря Элизабет Дэвид находит смысл жизни в любви, но не эгоистичной и требовательной любви к отдельному человеку, а во всеобъемлющей и примиряющей, почти буддистской.
Помимо такой нетривиальной философии, спектакль Богославского привлекает и современностью формы, а еще в нем занят Илья Черепко-Самохвалов. Так что приходите на DreamWorks из любви к театру, «Кассиопее» или всему сущему.
Когда: 15 февраля, 19:00
Где: Белорусский государственный молодежный театр
Для кого: для тех, кто верит: «Любовь спасет мир»
Билеты: 6 — 10 BYN