Меню

Новости

Тень «Коллекционера»

Фаулз «под лупой» Гражины Павловской

Что общего у главного героя романа «Коллекционер» Джона Фаулза и популярного инстаграмера? И при чем здесь Юнг и Фрейд? Ответы узнали на шестой литературной лекции Bookster, которую прочитала преподавательницы русской литературы Гражина Павловская. «Культпросвет» как обычно делится с вами основными тезисами.

«Коллекционер» — тип романа

Социально-психологический. Таким его позиционировал сам Фаулз, и многие считают главной в «Коллекционере» проблему классового неравенства. При этом российский литературовед Борис Парамонов увидел в главной героине, девушке из высших слоев общества, «типичного совка» — по выражению лекторки, а если по тексту, то «социалистку», которая «сочувствует униженным и оскорбленным». Вот это широта трактовки!

Реалистично-гротескный. Если кратко сформулировать суть романа: Фаулз изображает противостояние двух мировоззрений в искусственно созданных обстоятельствах.

Условно-метафорический. «Коллекционер» — это самая настоящая притча со множеством символов и архетипов. Отсюда и неправдоподобность некоторых моментов при детальном описании отдельных эпизодов, например, подготовки Клегга к похищению Миранды. Если считаете сюжет полностью жизнеспособным, попробуйте ответить на вопрос: зачем Клегг ведет дневниковые записи? Не такой он человек, чтобы заниматься саморефлексией. И не странно ли, что дневник Миранды был обнаружен только после ее смерти? Ответ на эти и другие вопросы — так было нужно автору.

Психологический триллер. Посудите сами — имеются маньяк и жертва, которые взаимодействуют в ограниченном пространстве. К тому же автор периодически подкидывает читателю ложную надежду, что Миранда спасется — сбежит или, по крайней мере, будет найдена. В итоге история держит читателя в напряжении, пусть это и не ее самоцель.

Related image

Миранда и Клегг — кто они?

Красавица и Чудовище. Это к слову об архетипах. Чем Миранда не пресловутая Красавица, которая оказалась в плену у Чудовища, пусть внутреннее уродство Клегга и не отражено в его внешности? Правда, у Фаулза в финале не происходит чудесного превращения Чудовища в Прекрасного Принца, все заканчивается куда более прозаично — Красавица умирает, Чудовище избавляется от тела.

Миранда и Калибан-Фердинанд. В продолжение темы интертекстуальных отсылок назовем самый очевидный их источник — пьесу «Буря» Вильяма нашего Шекспира. Тут вообще все на поверхности, потому что связь проведена на уровне имен. Фаулз «одалживает» у Шекспира умницу и красавицу Миранду, а для образа коллекционера сразу двух персонажей — влюбленных в девушку дикаря-прислужника Калибана и благородного Фердинанда. Поэтому в романе Миранда называет Клегга не Фредериком — его настоящим именем, а Фердинандом, пока еще надеется пробудить в нем лучшие чувства. Но когда убеждается, что их попросту нет, Клегг становится для нее абсолютным Калибаном.

Анима и анимус. И снова обращаемся к архетипам, а именно к понятиям Юнга «анима» и «анимус», обозначающим женское и мужское начала соответственно. «Коллекционер» построен на дуализме, противопоставлении двух миров, двух языков и, конечно, полов. «Анима» — это бессознательное, «теневое» в человеке, его вытесненные инстинкты. Неслучайно сюжет романа подается от первого лица, точнее, лиц Миранды и Клегга, параллельно ведущих дневники, — это универсальный способ обнажения «теневой» стороны. Кстати, подвал, где Клегг держит Миранду и общается с ней, тоже оказывается символичным местом.

orig

Коллекционер и «бабочка». Давайте подумаем, почему Фаулз назвал роман «Коллекционер». Только ли потому, что Клегг благодаря нечаянному богатству слетел с моральных катушек и переключился в коллекционировании с бабочек на девушек? И тут где-то на периферии сознания замаячил Набоков. Но что означает коллекционирование в метафорическом плане? По Фаулзу это жизнь в соответствии с фрейдовским «принципом удовольствия», когда «иметь» важнее, чем «быть». Это все, что связано с любованием смертью, статичностью, духовной импотенцией, запретом на свободу и жизнь другого существа. А в социальных сетях можно увидеть коллекционирование счастливых моментов, которое зачастую заменяет их проживание в реальности.

Один и тот же человек? Условность романа позволяет отпустить фантазию в свободный полет. Если Миранда и Клегг так полярны в своих взглядах, может, они — две стороны одной медали?

Image result for московский тюз коллекционер

Еще можно почитать наши обзоры на «Госпожу Бовари», «Постороннего», «Рассказ служанки», «Лолиту» и «Уровни жизни».

Top