Меню

Новости

Джаз «Постороннего»

Повесть Альбера Камю в трактовке Максима Жбанкова

30 октября прошла вторая литературная лекция от Bookster. О фигуре «постороннего» в рок-музыке, советском «зоопарке» и одноименной повести Альбера Камю рассказал Максим Жбанков.

Image result for максим жбанков
Максим Жбанков — культуролог, киноаналитик, журналист

Музыкальным вступлением к лекции прозвучал дебютный сингл британской рок-группы The Cure «Killing an arab». Эту песню фронтмен группы Роберт Смит написал в 1978 году под впечатлением от «Постороннего» Камю и получил обвинения в пропаганде расизма, разжигании межнациональной розни и других малоприятных вещах.

Как и Роберт Смит, Максим Жбанков «попался на французский крючок» в старших классах в начале 70-х. Советский контекст поместил повесть Камю в ряд произведений, разоблачающих капиталистическую бездуховность. Лектор вспоминает: «Прочитать Камю было — как сходить в зоопарк».

В руки Жбанкова «Посторонний» попал из книжного шкафа – кого бы вы думали? — советского поэта-орденоносца Аркадия Кулешова (Максим Жбанков учился вместе с его внуком). Оно и понятно — закрытую литературу выдавали только проверенным людям. Тот, кто прочел Камю и получил опыт пустоты в чужом, постороннем, легче пережил то смутное время, когда загнулась система и ее дети остались в одиночестве без правил и ориентиров.

Рассмотрим повесть «Посторонний» в метафорах Максима Жбанкова.

Стиль. Казалось бы, скучный — застенчивая косноязычная интонация, «серое» протокольное письмо, но при этом — почти кинематографическое движение дневного сна. Отдельные фрагменты представляются как закадровый текст к черно-белому гангстерскому фильму. «Посторонний» — «не литература идей, а стенограмма состояния».

Герой. По совести говоря, Мерсо — кто угодно, но не герой. Он именно антиперсона, существо-хамелеон, тень чужих присутствий. И все-таки Мерсо из тех немногих, кто остается честным с собой. Он, как и все мы, двойной агент — личность со своими желаниями и социальный индивид. Проблема Мерсо в том, что в отличие от окружающих он ощущает свою двойственность как конфликт.

Окружение. Кажется, будто главный герой заперт в доме, где звучит несмолкаемый хор голосов. Социум подобен сумасшедшему радио, которое никогда не выключается.

Ключевые моменты. Это сцены, когда ничего особенного не происходит: Мерсо проводит выходные дома, идет в кино, отдыхает на пляже. Самый яркий эпизод — это когда герою и его коллеге приходит в голову сумасбродная мысль залезть в грузовик. В такие моменты пустого безыдейного счастья, тихого безделья Мерсо чувствует свободу и слышит не какофонию сумасшедшего радио, а себя. Поэтому повесть Камю — «апология простых вещей и мелких радостей».

Убийство. Ответ на животрепещущий вопроспочему Мерсо убил араба? — предельно прост: он всего-навсего убрал причину личного дискомфорта. Раздражение, жажда, палящее солнце, угрожающий ножом человек кого угодно толкнут на преступление. Где социальные нормы перестают работать, там начинает рулить животный инстинкт.

Посторонний. Так кто же все-таки посторонний? Скажете, Мерсо — и будете правы, но не до конца. Если задуматься, не посторонних нет. Вы ведь помните, что все мы двойные агенты? Быть посторонним — значит позволять себе выделяться, быть другим и не оправдывать ожидания большинства. И для этого не обязательно быть против всех, достаточно просто играть свой джаз.

Top