Лето в городе может быть не менее насыщенным эмоциями и приключениями, чем долгожданный отпуск. В обеденный перерыв можно запросто сбежать в ближайший парк или сквер, вечером сходить на лекцию об искусстве, концерт или наконец-то открыть велосезон. А можно добраться до театра, чтобы получить свою порцию прекрасного в прохладных беломраморных интерьерах. В общем, если ваши силы уже на исходе и вы изнываете в мечтах о море и кипарисах, мы готовы подсказать, где в июне найти источники энергии, красоты и смысла. Театр в самых разных оттенках – от кричащего психодела до нежной грусти – в нашей афише.
За новыми впечатлениями
«Войцек» Бюхнера, поставленный Юрой Диваковым в Купаловском театре, наверное, можно в какой-то степени назвать уникальным спектаклем хотя бы потому, что представить существование такой постановки на сцене, пусть и Камерной, главного драматического театра страны было почти невозможно. «Войцек» – это странное, ужасное и прекрасное дитя Юры и Тани Диваковых, ребус из визуальных образов, музыки, животных криков и изломанных тел, удивительным образом складывающийся в ясное послание, хаотический замес жестокости, физиологии и психодела, который разражается почти небесной гармонией и умиротворением.
Поход на «Войцека» может стать настоящим испытанием, но и настоящим наслаждением для тех, кто не ограничивает понятие «театр» только театром переживания, кто в состоянии оценить изысканность визуального решения, и, в конце концов, читал текст Бюхнера хотя бы один раз. А еще «Войцек» – прекрасная возможность открыть для себя заново талантливых актеров Купаловского.
Где: Национальный академический театр имени Я. Купалы
Когда: 1, 16, 30 июня, 19.00
Для кого: для людей с открытым сознанием
Билеты: 10 бел. руб.
За эмоциями
Если эксперименты, интеллектуальные и эстетические игры не ваш формат, а душа просит «настоящих» переживаний, можете провести вечер в Молодежном театре на спектакле «Тектоника чувств» по пьесе француза Эрика-Эмманюэля Шмитта, имя которого, наверняка, знакомо белорусским театралам по спектаклям «Оскар и Розовая дама» и «Распутник».
В Молодежном «Тектонику чувств» поставила режиссер Виктория Луговая, дебютировавшая на сцене театра в прошлом году спектаклем «Дети Ванюшина», в котором пьеса Найденова трактовалась как история современного короля Лира.
«Тектоника чувств», напротив, оказалась очень традиционным спектаклем. В самой истории Шмитта, довольно мелодраматичной и сентиментальной, можно найти немало шаблонных ходов и героев, например, возвышенная, изучающая французскую литературу девушка вынуждена стать проституткой. Постановщики не спорят с автором и делают героев и ситуации еще более узнаваемыми: если героиня нашла себя в политике, она непременно должна носить галстук и брюки, если проститутка – то без рваных черных чулок и красной помады не обойтись. Но за всей кажущейся шаблонностью в спектакле скрывается тонкая психологическая игра, та самая тектоника чувств, которая сталкивает героев и приводит к необратимым последствиям. Как отражение этих движений души параллельно с игрой актеров в спектакле существует видеоряд, часто более значимый и образный, чем происходящее непосредственно на сцене.
Где: Белорусский государственный молодежный театр
Когда: 1 и 22 июня, 19.00
Для кого: для любителей неожиданных финалов
Билеты: 6 – 14 бел. руб.
За смыслом
Ставить классику нескучно, открывая в ней новые смыслы и не заставляя призрак автора, подобно Тени отца Гамлета, бродить по театру в надежде свернуть шею режиссеру, – определенно талант.
Олег Жюгжда им обладает. Даже «Фауст» Гёте, который, что греха таить, непросто осилить не то что школьнику, но и взрослому, в его спектакле оживает, становится понятным и человечным. Как и во многих других постановках режиссера, в спектакле «Фауст. Сны» объединены несколько текстов (трагедия Гёте, пьеса Марло, фрагменты из Немецкой народной книги), причем принадлежащих не только литературе. Фрагменты из одноименной оперы Гуно становятся такой же органичной частью постановки, как и строки, написанные Гёте. Режиссер смело превращает Мефистофеля в женщину, соединяет смешное и патетическое, низменное и возвышенное, прошлое и настоящее, игру живым планом, теневой театр и планшетных кукол, созданных для спектакля художником Александром Сильвановичем. В результате история Фауста становится историей человека вообще, его природы и исканий, границ дозволенности, затрагивает вопросы соотношения цели и средств, преодолевая временной разрыв между возникновением легенды о чернокнижнике и современным зрителем.
Где: Гродненский областной театр кукол
Когда: 8 июня, 19.00
Для кого: для жаждущих познать все тайны бытия
Билеты: 10 бел. руб.
За зимой посреди лета
Нет детских и взрослых спектаклей, есть спектакли хорошие и … недостаточно хорошие. «Рождественская история» по повести Чарльза Диккенса, поставленная в Белорусском государственном театре кукол Игорем Казаковым, – спектакль хороший, который можно смотреть зрителям от 6 лет до бесконечности.
«Рождественская история», несмотря на название, не постановка-приложение к утреннику, а одновременно веселый и серьезный спектакль, который напоминает о самом главном в жизни, помогает вспомнить о ценности таких простых вещей, как любовь, дружба, доброта, сострадание.
Для маленьких театралов в постановке будет множество запоминающихся песен, танцев, удивительно красивых кукол и предметов, «диких, но симпатичных» привидений, волшебных превращений и путешествий во времени и пространстве. Для взрослых главным чудом станет превращение человеческой души, также они наверняка оценят утонченность визуального решения спектакля, построенного на множестве оттенков синего, метафоричность отдельных элементов сценографии, а еще блестящую работу Александра Васько в роли Скруджа.
Где: Белорусский государственный театр кукол
Когда: 8 июня, 11.00
Для кого: для тех, кто не боится призраков
Билеты: 4 – 4.50 бел. руб.
За нескучной классикой
Тиль Уленшпигель, герой немецкого и фламандского фольклора, прежде всего знаком большинству по роману Шарля де Костера, превратившего балагура и плута в героя, борца за свободу Фландрии.
Театральная жизнь Тиля в белорусском театре связана с балетом Евгения Глебова, поставленном в 1974 году Отаром Дадишкилиани, а в 1978 – Валентином Елизарьевым. В июне в ней появится новая страница, и вечно молодой «дух Фландрии» Уленшпигель выйдет на сцену как герой «шутовского рок-мюзикла» «Страсти по Тилю». На этот раз его историю расскажут постановщики театра «Территория мюзикла» Анастасия Гриненко и Дмитрий Якубович на языке музыки Геннадия Гладкова, пьесы Григория Горина и стихов Юрия Энтина, Юлия Кима, Евгения Евтушенко.
Каким будет «Тиль» «Территории мюзикла», сделают ли постановщики его созвучным сегодняшнему дню и о чем будет вести разговор со зрителем современный Уленшпигель – узнаем на премьере.
Когда: 12 июня, 19.00
Где: ДК Профсоюзов
Для кого: для тех, кто знает, кто такой Ламме Гудзак
Билеты: 6 – 22 бел. руб.
За радостью
Редкие спектакли в белорусском театре могут похвастаться одновременной благосклонностью критиков и любовью зрителей. «Пансион «Belvedere» Белорусского государственного театра кукол, кажется, один из таких. Придирчивый и искушенный эстет, возможно, не найдет в этой постановке ничего сверхъестественного и даже пренебрежительно фыркнет в адрес отдельных сцен, но, скорее всего, и он растает в потоках человеческого тепла, которое несет эта «горькая комедия».
Безыскусная история обитателей пансиона «Belvedere», доживающих свою жизнь в его безликих стенах, привлекает именно своей простотой, играет на узнавании типажей и ситуаций, на контрастах и соединении светлой печали и сочного юмора, подкупает счастливым финалом и неожиданным разоблачением, продлевающим театральное волшебство. Рецепт, казалось бы, почти примитивный, но приготовленное по нему лекарство действует не хуже сложных режиссерских изысканий, и, что не менее важно, приготовлено оно с любовью к людям по обе стороны рампы.
Когда: 20 и 29 июня, 19.00
Где: Белорусский государственный театр кукол
Для кого: для лиц с хроническим дефицитом любви
Билеты: 6.50 – 7 бел. руб.
За премьерой
Молодежный театр явно неравнодушен к комедиям – они составляют значительную часть его репертуара. В последнее время он обращался в основном к пьесам более или менее современным, или хотя бы не старше ста лет. Теперь же на его сцене разыграют комедию родом из 17 века, «Дурочку» Лопе де Вега.
Одно из самых популярных произведений испанского драматурга, «Дурочка», все же не просто комедия, но и история о том, как любовь превращает недалекую и неуклюжую Финею в находчивую девушку, готовую бороться за свое чувство. Наверняка эта линия найдет свое отражение и в спектакле Молодежного, над которым работает Светлана Науменко. Если вы видели постановки режиссера, например, «Адамавы жарты» или «Фінт-круазэ» в РТБД, то скорее всего согласитесь с этим, ведь наряду с буффонадой и смехом в них всегда находится место для лирики, как и для музыки и танцев, которыми, по словам постановщиков, будет обильно сдобрена «Дурочка». Особую энергетику и настроение спектаклю кроме этого должны будут придать и занятые в нем молодые артисты театра, Алена Змитер, Матвей Шкуратов, Антон Макуха и другие.
Когда: 27 и 29 июня, 19.00
Где: Белорусский государственный молодежный театр
Для кого: для веселых романтиков
Билеты: 6 — 14 бел. руб.
За событием
В июне, как всегда, Большой театр пригласит всех поклонников искусства танца на «Балетное лето». Традиционно в его насыщенной программе нашлось место для проверенной классики, «Лебединого озера», в котором выступит премьер Мариинского театра Игорь Колб, спектаклей Большого – «Сонетов» в постановке Александры Тихомировой и «Шести танцев» Иржи Килиана, гала-концерта с участием звезд балета и небольших открытий. В этом году им должны стать спектакли театра «Астана Балет».
Труппе всего пять лет, но за это время она успела поработать с такими хореографами, как Пол Гордон Эмерсон, Наннет Глушак (та самая, что ставила в Минске «Серенаду» Баланчина), Никита Дмитриевский и др., освоить шедевры мировой классики, например, «Оживленный сад» из «Корсара» или знаменитого «Лебедя», и создать свой оригинальный репертуар. В Большом театре «Астана Балет» в числе прочих покажет несколько постановок Рикардо Амаранте, выпускника Английской Национальной балетной школы, Love Fear Loss, Gaia, «Разнообразие танца».
Есть из чего выбрать, так что смело облачайтесь в вечерние наряды и отправляйтесь в театр.
Когда: 11 – 18 июня, 19.00
Где: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.
Для кого: для завсегдатаев светских мероприятий и поклонников балета
Билеты: 4 – 210 бел. руб.