Меню

Новости

«Балет «Серенада» стал моей первой постановкой в США. Вскоре после моего прибытия в Америку мы с Линкольном Керстайном и Эдуардом М.М. Уорбургом открыли в Нью-Йорке Школу Американского балета. Я включил в программу вечерний класс сценического мастерства, чтобы показать ученикам, как выступление на сцене отличается от работы в классе. «Серенада» стала результатом уроков, которые я давал…

Многие считают, будто этот балет имеет тайный сюжет. Это не так. В нем танцовщики просто движутся под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета — музыка серенады, если угодно — это танец при луне.

Несмотря на то, что пьеса Чайковского не была предназначена для балета, танцевальный характер ее четырех частей предполагает наличие различных эмоций и ситуаций, поэтому и создается впечатление, будто балет имеет свою сюжетную основу: внешне «чистый» танец образует своего рода повествование. И каждый зритель вправе увидеть и различить в нем свою музыку и свой танец.

Четыре части пьесы Чайковского в балете исполняются одна за другой в следующем порядке: 1) Пьеса в форме сонатины: Andante non troppo, Allegro, 2) Вальс, 3) Русская тема: Andante, Allegro con spirito, 4) Элегия.

«Серенада» выдержала ряд различных редакций. Еe поставила труппа Американский балет, составленная из учеников Школы Американского балета, в первый же сезон выступлений в театре Адельфи в Нью-Йорке, с 1 по 15 марта 1935 года. Балет был поставлен для труппы «Русский балет Монте-Карло» и показан 17 октября 1940 года на сцене «Метрополитен-опера»… В 1941 году балет «Серенада» был подготовлен для южноамериканских гастролей труппы American Ballet Caravan… В 1947 году «Серенаду» поставила балетная труппа Парижской оперы. 18 октября 1948 года «Серенада» вошла в постоянный репертуар труппы «New York City Ballet»…

Ведущую партию в балете «Серенада» сначала танцевала группа солистов… Однако в ряде постановок мною были предусмотрены номера для одного исполнителя. Но когда летом 1950 года труппа «New York City Ballet» впервые гастролировала в Лондоне, в Королевском оперном театре «Ковент Гарден», я решил, что будет логично представить зрителям всех артистов труппы. Ведущая партия вновь была поделена между нашими лучшими солистами.

В настоящее время «Серенаду» исполняют многие балетные труппы в США и за рубежом. Несколько лет назад мне, наконец, удалось дополнить балет, использовав всю партитуру Серенады для струнных инструментов Чайковского, — об этом я мечтал с давних пор. Любопытная вещь: если некоторые из зрителей заметили это изменение и принялись расспрашивать меня о нем, то критики, похоже, не заметили ровным счетом ничего!»

Из книги «Сто один рассказ о большом балете»
Дж. Баланчина, написанной
в соавторстве с Ф. Мэйсоном

Хореография: Джордж Баланчин, Фонд Джорджа Баланчина
Балетмейстер-постановщик: Нанетт Глушак
Дирижер-постановщик: обладатель медали Франциска Скорины Вячеслав Волич
Дирижер: Иван Костяхин

© The George Balanchine Trust

Top