Меню

Новости

«Враг народа»

Мнения

Митинг прямо во время спектакля, немного краски, музыки и море, как ни странно, романтизма-реализма. У белорусов было два вечера, чтобы познакомиться с творчеством известного театрального экспериментатора Томаса Остермайера. Узнаем, как прошло знакомство с театром-трибуной – спектаклем «Враг народа»!

Светлана Улановская, искусствовед, балетный и танцевальный критик

До сегодняшнего спектакля я только в записи видела отрывки из постановок Остермайера. Рада, что наконец посмотрела цельную работу.

Такого остросоциального, резкого и порой плакатного по своим приемам театра в нашем контексте очень не хватает.

Правда, у меня есть вопросы к интерактивной части спектакля. На мой взгляд, в ней прозвучало мало зрительских голосов. Хотелось услышать больше мнений, высказываний наших зрителей. Сама я руку не поднимала, но знаю, что сказала бы, если бы ко мне подошли.

Татьяна Пранович, старший преподаватель Института журналистики БГУ

Это настоящий интерактивный театр, который и у нас иногда пытаются делать. Правда, такого спектакля я, конечно, в белорусских театрах еще не видела.

Мне очень понравилась сценография второй части, когда действие стало более динамичным. Я по-настоящему встряхнулась.

Нам важно задуматься о проблемах, которые поднимались в спектакле, потому что это особый взгляд на действительность.

Я уже посмотрела три или четыре спектакля форума и пойду еще. Лидер моего внутреннего рейтинга – «Латышская любовь» Херманиса, я очень люблю этого режиссера. Понравились и «Орхидеи», но в принципе, понравилось вообще все. Нам такого театра не хватает. Нашего зрителя нужно воспитывать, потому что мы большие традиционалисты.

Ігар Крэбс, мэнэджэр, перакладчык

Мне з большага вельмі спадабаўся спектакль. І перадусім таму, што ён не падобны на спектаклі, якія звычайна ставяцца ў Беларусі. Ён больш жывы і не настолькі фармальны.

Мне больш спадабалася цікавая форма, чым змест, таму што праблематыка п’есы даволі банальная. Супрацьстаянне чалавека сістэме – вельмі знаёмая постсавецкаму чалавеку тэма. Тут паказана сістэма, якая ёсць у нас зараз і якая была раней. Чалавек, які думае, ведае гэта і так. А рашэння праблемы спектакль, на жаль, не прапанаваў. Было вельмі цікава падчас інтэрактыўнай частцы, калі размаўлялі пра ацяпленне.

Ганна Янкута, Беларускі ПЭН-цэнтр

Мне па-свойму цікава сацыяльна-палітычная праблематыка спектакля. Бо ў нашых тэатрах такая тэма проста не падымаецца, і мне гэтага не хапае. З разлікам на нешта такое сюды і ішла.

Добрая ідэя шукаць у класічных творах нешта сучаснае. Рэжысёр прымерыў Ібсэна на нашы рэаліі, і здаецца, што ў яго гэта атрымалася.

Игорь Сукманов, кинокритик, директор программы игрового кино Минского Международного кинофестиваля «Лiстапад»

Мне очень понравилось. Этот спектакль достаточно знаменит, когда он приезжал на фестиваль в Москву, о нем много говорили. Так что морально я был подготовлен к тому, что мы в итоге увидели. Но неожиданности все же были. Я сидел в первом ряду и как раз попадал под прицел краски, но нас предупредили, и мы удачно закрылись от нее.

«Враг народа» – это идеальное воплощение критического реализма, в чем-то он напоминает и наш социалистический реализм. Пьеса Ибсена о бунте индивидуализма перешла в XXI век и кажется актуальной и сейчас.

Спич Стокманна представляет собой критику современной западной модели существования, то есть сытого во всех отношениях общества,  в то время как наша публика во время интерактива остро реагировала на близкие нашему социуму проблемы. Мне понравилось, как два мира, две системы вдруг сошлись в едином эмоциональном порыве.

Искусство задает вопросы, а не дает ответы, поэтому каждый из нас по окончании спектакля должен лишний раз задуматься над своим отношением к нашему миру. Классические произведения и театра, и кино не дают нам успокаивающих пилюль, а расшевеливают мысли, подталкивают к анализу.

«Враг народа» напомнил мне эстетику советского театра 70–80-х годов. Тогда постановки МХАТа и «Современника» тоже выносили актуальные, злободневные вопросы на сцену. Правда, в сегодняшнем спектакле больше свободы, да и бюджеты здесь другие. Но одно осталось неизменным: реализм по-прежнему вовлекает зрителя в обсуждение актуальных проблем, а это великое искусство.

Таня Арцімовіч, тэатральны рэжысёр, арт-крытык

З творчасцю Остэрмайера я знаёмая, штосьці нават была магчымасць убачыць на сцэне. Таму я ведала, на каго ішла. Можа, не чакала нейкіх сюрпрызаў – галоўнай інтрыгаю для мяне была інтэрпрэтацыя класічнага твору, – але шчыра скажу, што спектакль захапіў мяне менавіта як гледача, хоць, канешне, тым, як ён зроблены, паралельна я таксама захаплялася. І можна сказаць, адкрыла для сябе новы бок творчасці Остэрмайера, не радыкала ў прамым сэнсе, а шмат у чым рамантычнага аўтара.

Шмат для каго з гледачоў моцным і нечаканым момантам спектакля стала сцэна дыялога з публікай. І тут, канешне, спрацавала спецыфіка нашага кантэкста, калі нам татальна бракуе публічнай прасторы, таму тэатр трыбуны стаўся такой тэрапіяй, і гэта важна. Віртуознасць Остэрмайера заключана ў тым, што спектакль мог стаць такім палітычным маніфестам, але рэжысёр адзначыў падчас сустрэчы, што мае дакладную палітычную пазіцыю, але гэта ніяк не ўплывае на яго мастацтва. І як раз у «Воразе народа» добра бачна, як ён нівеліруе палітычную павестку, вяртаючыся да чалавека. Мы бачым адкрыты фінал, не ведаем, застанецца герой са сваёй пазіцыяй альбо не, і гэтае пытанне, магчыма, найгалоўнейшае, таму што падкрэслівае неадназначнасць і шматадценне сучаснага свету.

Ведаю, што хтосьці застаўся троху расчараваным, у сэнсе «Вораг народа», хутчэй, далікатны спектакль, і пасля «Гамлета» ад Остэрмайера можна было чакаць большага экшана. Але гэта іншы спектакль і яго каштоўнасць заключана у тым, што ён не маніпулюе глядацкай эмоцыяй, а ставіць пытанні, на якія трэба паспрабаваць даць рацыянальныя адказы.

Яшчэ адзначу момант інтэрпрэтацыі. Я заўсёды была ў захапленні ад таго, як у сучасным нямецкім тэатры працуюць з класічнымі творамі. I што цікава, да Ібсэна я заўсёды ставілася як да рэаліста. Але падчас спектаклю раптам адчула, што гэта ж такі рамантызм, утопія, вера ў чалавека, у гуманізм, у справядлівасць…. Альбо, не ведаю, няўжо мастакі, нават з дакладнай палітычнай пазіцыяй, усе рамантыкі?

Томас Остермайер

Мои политические убеждения не отражаются на моей работе в театре. Рад, что наш спектакль дошел до ваших нервных окончаний. Но что делать после того, как нерв был оголен, я не знаю, я не пророк. Моя задача – слышать голоса, понимать их и усиливать их звучание, звучание голосов, у которых нет громкоговорителя. Потом мы уже ничего не можем сделать, дальнейшие вопросы находятся вне зоны нашего влияния.

Мне было интересно услышать реакцию белорусских зрителей. Впечатлил момент, когда говорили о трубах, об отоплении и таким образом нашли интересную политическую метафору.

Мы показывали «Врага народа» во многих странах, везде снимали на видео интерактивную часть спектакля. По этим видео можно понять ситуацию в той или иной стране. Трудно поверить, но в Нью-Йорке высказывают мысли, похожие на те, что были высказаны в Беларуси. Неудовлетворенность, иногда даже ярость весьма схожи в разных странах. Все видео доступны на нашем сайте. Со временем там появится видео и из Беларуси.

Мне придают силы впечатления, которые я получил сегодня вечером, поездки, знакомство с людьми, работа с актерами, моя жена, конечно, репетиции. Во время репетиций я счастлив. Сейчас репетиции нет, поэтому я не так счастлив.

 

Top