Влада родом из Витебска, на вид ей не больше 24, она снимает фильмы, которые одни отмечают недовольным закатыванием глаз, а другие — похвалами и наградами. К примеру, в этом году ее «Граф в апельсинах» получил диплом «За смелый и свежий взгляд» от «Лістапада», а до этого — специальный приз на кинофестивале в Котбусе. Влада забежала в Музей кино, чтобы в стенах храма белорусского кинематографа рассказать нам, в какие фильмы она однозначно влюбилась в этом году.
Влада Сенькова — режиссер
В детстве я жила у бабушки, и мы все время смотрели по телевизору американские боевики со Шварценеггером. Но первым фильмом, который меня впечатлил, заставил задуматься о том, что кино не просто какая-то развлекуха, был «Реквием по мечте». После просмотра я заварила чай и рыдала, потому что меня по-настоящему пробило. Фильм должен вызывать эмоции! Для чего нам дано кино? Чтобы испытать мини-стресс, не испытывая его в реальности. Если нужно выплеснуть эмоции, кино — очень хороший инструмент для этого.
Вообще я выбираю фильмы так: если вижу, что трейлер поэтичен, то я на этот фильм пойду. Поэтика может быть совершенно разная: жесткая и резкая, как у Балабанова, или мелодичная, как у Соррентино. Также важен звук: саундтрек, сцены с сильным звуковым решением. Ну, львы, медведи (награды Венецианского, Берлинского кинофестивалей — прим. Культпросвет) и прочее тоже играют роль в выборе фильма. Мне просто интересно — что их могло покорить?
В этом году я много снимала и, чтобы не попадать под влияние, смотрела меньше фильмов — где-то два в неделю. Для меня это немного, в прошлом году было по фильму в день. Вот из этого количества я отобрала десять. В каждом из них есть то, что для меня важно: история, хороший сценарий, звук и подключенность к герою.
В лучах солнца
Виталий Манский / Чехия, Россия, Германия, Литва, Северная Корея
Нам много чего говорят о Северной Корее, но знаем мы о ней мало. Что правда, а что нет? Это кино еще до выхода было куплено в прокат более чем в двухстах странах. Конечно, тема очень интересная, и то, как снимали картину, всех удивило: режиссер приезжает, обещает снять одно, а потом убегает через окно туалета и снимает другое.
Сначала кажется, что это игровой фильм, но через десять минут в кадре появляются люди, смотрят в камеру и говорят героине, как правильно лечь, что нужно сделать, сказать. И, в принципе, что в этом страшного? Ведь все игровое кино построено на обмане. Но это не игровое, а документальное кино! И ты понимаешь, что все декорации созданы специально для фильма! Самое настоящее шоу Трумана, которое ужасает тем, что все это действительно существует.
Placebo: Alt.Russia
Чарли Таргетт-Адамс / Великобритания
Я отношусь к поколению, которое не слушает новые альбомы Placebo и не тащится от нового барабанщика, поэтому решила посмотреть Placebo: Alt.Russia, чтобы окунуться в атмосферу своей юности. Фильм был снят в 2014 году к двадцатилетию группы — ребята тогда проехали с туром через всю Россию: от Сибири до Москвы, встречались с российскими художниками, музыкантами, скульптурами, мультипликаторами.
Уникальность фильма в том, что ты словно в музее: смотришь на представителей российского альтернативного общества и их мировоззрение. Placebo удалось показать миру и самой России ее альтернативную сторону.
Танцовщица
Стефани Ди Джусто / Франция, Бельгия, Чехия
Фильм о Лои Фуллер, которая положила начало современному танцу и была в странных отношениях с Айседорой Дункан. Фуллер была очень сильной женщиной, которая вообще на все забила, для нее был важен только танец! Прожекторы жгли ей глаза, из них текла кровь, но в то же время она танцевала. Основная мысль фильма — что бы ни случилось, надо вставать и делать свое дело! Это очень жизнеутверждающий фильм, красивый эстетически, он заставляет найти силы и продолжить начатое. После просмотра я пошла писать сценарий.
Это всего лишь конец света
Ксавье Долан / Канада, Франция
Я думаю, Долан вырос, и это хорошо. В его режиссуре появилось больше осознанности: он стал больше думать об истории и делать для истории, а не для того, чтобы сделать модно. Вряд ли это кино что-то перевернет внутри, хотя, может быть, кто-то позвонит маме. Главное здесь — семейные взаимоотношения и семейные ценности.
Это история о том, как люди общаются и выясняют отношения. Это не всегда удерживает зрителя, но то, как делает это Долан… Фильм длится два часа, все это время он отбомбил на крупных планах, и ты подключен к этому! Как будто сидишь с ними в одной гостиной и хочешь вмешаться, и никакие 3D-технологии для этого не нужны. Долан — это эстетическое наслаждение. У него была задача рассказать историю, и он рассказал ее эмоционально, красиво и талантливо.
Зоология
Иван Твердовский / Россия, Германия, Франция
Для меня это кино раскрывает адовость общества: происходит ситуация, когда люди хотят друг друга съесть и загнобить. Твердовский хорошо показал жизнь одинокой женщины и то, как ее принимают окружающие, затронул тему бездействия врачей, которые вообще ничего не хотят делать и не делают. И в то же время он сделал это высоко кинематографично.
В фильме очень хорошо проработан звук. Твердовский говорил мне: «Пожалуйста, смотри в кинотеатре, потому что важно слышать звук — на нем построено все кино». Если у тебя много тишины, нужно ее слышать, потому что ее создают определенными инструментами. Нужно, чтобы она звенела в ушах. После просмотра я подумала: «Господи! Каждый второй фильм синий, но это же так красиво!». Этот цвет очень идет фильму, потому что это приморский городок, да и атмосфера там действительно, как говорят англичане, blue — депрессивная. Для самого Твердовского «Зоология» — кино об одиночестве, о непринятой чистой душе в такого рода обществе.
Ученик
Кирилл Серебренников / Россия
Говорят, что у Серебренникова слишком кинематографичный театр, но слишком театральное кино. Действительно, когда смотришь его фильмы, замечаешь, что актеры переигрывают, и тебе от этого неуютно. А потом понимаешь, что он прекрасно это знает и делает для того, чтобы гиперболизировать всю ситуацию.
Это кино о том, как мы все сходим с ума, но каждый в своем: главный герой сходит с ума в своей вере к Богу, его учительница по биологии — в вере, что Бога не существует. И эта излишняя уверенность в своей позиции приводит к тому, что люди друг друга не слышат. Фильм показывает, что многие не хотят думать: они считают, что достаточно перекреститься и что-то изменится, а зачем они это делают, что это им дает? В этом фильме карикатурны все. Этой карикатурой Серебренников показывает, к чему пришло общество в своем отношении к вере и как от этого можно сойти с ума.
Служанка
Пак Чхан-ук / Южная Корея
Пак Чхан-ук оказал большое влияние на мое творчество. Его кино эксцентрично, оно вызывает эмоции и не оставляет тебя равнодушным. Вообще, корейское кино замешано на эстетичном изображении, красивом классическом корейском звуке, определенной доле кровавости и закрученном сюжете. Все, что ты видишь, станет еще закрученнее — ты только подожди!
Поначалу фильм кажется утонченной лесбийской мелодрамой, но потом бросается из мелодрамы в триллер, а после — в детектив. Конечно, после «Жизни Адель» не страшно делать что-то откровенное, потому что там уже все показано. Но этот фильм примечателен тем, что для Кореи он достаточно феминистский, шокирующий, все-таки у них более консервативное общество. Я бы не сказала, что «Служанка» чему-то учит, да и не всегда кино должно это делать — иногда ты просто должен получить эмоции.
14+
Андрей Зайцев / Россия
Поразительно, насколько романтичным может быть реализм. Это история о первой любви, и Андрею Зайцеву удалось показать эти чистые отношения очень просто. Я думаю, сейчас первая любовь немного по-другому происходит, но на то, что показывает Зайцев, хочется смотреть, в это хочется верить. Фильм заставляет вспомнить, какой была твоя первая любовь, как ты себя проявлял, каким был наивным и легким. Почему бы сейчас не стать таким же?
Друзья
Луи Гаррель/ Франция
Это дебют Луи Гарреля, в котором он играет главную роль. Сам себя не снимешь — никто не снимет. Шучу, конечно. У него с этим проблем нет. Мы [режиссеры] часто теряемся в идеях: хотим и то, и то рассказать, а еще, чтобы зритель вот это увидел. Ему было пофиг. Он увидел историю, знал своих героев и сделал фильм достаточно хорошо. Во время просмотра ты подключаешься к героям, и кажется, что сейчас будет такая же ситуация как с «Мечтателями», но нет, это стандартная французская мелодрама о любовном треугольнике. Если хочется легкого французского восприятия жизни — любви, отношений и друзей — вам сюда.
Молодость
Паоло Соррентино/ Италия, Франция, Великобритания, Швейцария
Я смотрела этот фильм три раза, во второй раз плакала от счастья. Это лучшая картина Соррентино. Она рассказывает о людях, которые не очень счастливы, но спокойны, они пытаются наслаждаться каждым моментом. Тема, которую он поднимает, актуальна всегда: мы стареем, жизнь проходит, а чего мы хотим от этой жизни? Все ли делаем правильно? Может, нужно остановиться с работой или поменять свое отношение к чему-то?
Благодаря этому фильму я пришла к мысли, что нужно относиться ко всему спокойно, проживать свою жизнь, не делая того, что не хочешь. Такой фильм не смог бы снять другой режиссер, потому что у Соррентино есть определенное ощущение времени и ритма, которое создает песню.