День 27 августа выдался слегка суматошным как для организаторов, так и для посетителей форума. Театр Capitol, 19.00, открытие: звучит приветствие нового художественного руководителя Феликса Виттека, затем следует перечисление длинного списка стран-участниц – от Египта до Мексики, а следом, конечно, балет. Empty Moves французского хореографа Анжелена Прельжокажа – постановка для терпеливых на полтора часа, разделенная на три части, без сюжета и музыкальных акцентов – лишь оригинальная запись 1977 года американского композитора Джона Кейджа. А техничные тела танцоров в майках и трусах создают эти самые empty moves.
Дальше пошло-поехало: 28, 29, 30 августа – до головокружения, только успевай везде. Складывалось ощущение, что весь Дюссельдорф и есть Tanzmesse. Форум развернулся на 11 локаций, девять из которых разбросаны по всему городу, еще две – в соседних Леверкузене и Крефельде.
День условно делился на две части. Утро – стенды, деловая атмосфера выставок, обмен контактами, презентации, смешение строгости и артистической индивидуальности внешнего вида. Видео, буклеты, периодические издания, Еurolab-обучение…
После 16.00 – спектакли и миниатюры, соло, дуэты и группы, open studios, профессиональные обсуждения. Успеть везде абсолютно невозможно – одновременно что-то происходит повсюду. Порадовали зрителей веселые мексиканские парни: представили сочетание футбола и сальсы, шуток и свиста, дворовых братаний и, конечно же, танца. Отличные!
Или вот нидерландские дивы с феминистическим настроем – трансформация невозмутимости американских домохозяек из 1950-х, женщин с идеальными улыбками Barbie doll в женскую истерию, манифест и откровение. Все это – Dansmakers и их Juxtapose.
Сумасшедшей фантазии немец из Дюссельдорфа Ben J. Riepe и его Kompanie – зрелище, не поддающееся описанию. То, что, ты читал о перформансе ДО, совершенно не совпадает с ощущениями ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ. Движение, голос, фактуры различных типажей и стиля, цвет и настроения…
Вопросы расовой напряженности черных районов американского Питтсбурга – родного города хореографа Кайла Абрахама – поднимаются в балете Pavement. Тонкие французы Etant Donne Compagnie под Стравинского расслабленно демонстрируют свадебную вечеринку, постепенно накаляя страсть, желание с оттенком ритуальности действия. Трогательный израильский дуэт, птичьи зарисовки от чехов, невероятно худое, длинное и гибкое соло итальянца, испанское фламенко в настроении буто… Чего только здесь не найдешь! И чем больше видишь, тем яснее понимаешь: каждая страна отличается особой техникой и настроением. Ментальность в данном контексте накладывает свой твердый отпечаток.
Здесь можно приобрести полезный опыт, наладить контакты, интересно провести время. Посмотреть Дюссельдорф, наконец! Правда, теперь придется ждать до августа 2016 года. Но ничего, время летит быстро.