Меню

Новости

«Толерантность». Костюмы

Алёна Игруша — о создании образов героев

Накануне премьеры спектакля «Толерантность» в Купаловском театре «Культпросвет» заглянул на репетицию, чтобы поговорить с режиссером Николаем Пинигиным о будущей постановке и дизайнером Катей Симонович об афише спектакля. На этот раз встретились с художницей по костюмам Алёной Игрушей, которая рассказала, как костюмы влияют на наше восприятие героев.

После первой беседы с режиссером процесс работы над костюмами я начала с взаимодействия с пьесой. И должна сказать, что это одна из тех редких пьес, с которыми мне на самом деле интересно работать. Она очень умная, тонкая, сложная — в этом и интерес, потому что все работает не по первому плану. Этот текст поднимает очень много самых разных проблем. Мало того, вроде бы и сюжета там нет, что тоже уникально: само событие находится за рамками пьесы, а мы рассматриваем его последствия. И событие, на самом деле, очень банальное: один мальчик ударил другого палкой и выбил ему два зуба, а мы наблюдаем, как родители мальчиков, пытаясь решить эту проблему, сначала ведут себя довольно прилично, а через два часа ситуация доходит до войны — люди просто готовы друг друга убить. Причем это не эмоциональные русские люди, а европейцы, люди, которые привыкли прятать свои эмоции.

Спектакль будет смешным, но осознание драматичности этой истории все равно догонит. Это как сходить к психоаналитику: люди там часами находятся, чтобы понять, что они сами несут ответственность за события своей жизни. Вы увидите, как люди пытаются обмануть себя, обвинить окружающих или переложить ответственность на других.

В пьесе есть ситуация с хомячком — для меня это просто лакмусовая бумажка: каждого персонажа можно понять, увидев его отношение к этому хомячку. Большой мужик, который выбрасывает этого хомячка ночью посреди моста и даже боится его в руки взять, оказывается подкаблучником, человеком, который боится конфликтов, боится признаться в своих проблемах. Его жену тоже не волнует судьба хомячка — ее волнует, что скажет дочь. Хотя эта женщина и позиционирует себя как защитник прав человека, но, занимаясь этой проблемой, она просто придает себе значимость и не более того — на самом деле ее не волнуют судьбы чернокожих детей, ее волнует, что скажут о ней люди.

Один из эскизов костюмов для спектакля «Толерантность»

Один из эскизов костюмов для спектакля «Толерантность», художница по костюмам — Алена Игруша

Обычно я не смотрю, какие костюмы использовались в предыдущих спектаклях по пьесам, над которыми работаю, — бывают такие талантливые решения, от которых потом очень трудно уйти. В этом случае я посмотрела некоторые костюмы и могу сказать, что мне не нравится их решение. Никто из постановщиков не гнался за метафорическим решением: везде обычные люди, одетые в обычную одежду и находящиеся в воссозданных пространствах обычных квартир. В «Современнике», например, костюмы были вообще плохие — они были разностильные, — мне кажется, их подбирали сами актеры. Но там есть один хороший момент: когда дело дошло уже до открытых военных действий, героиня Ольги Дроздовой сняла с головы парик — по сути дела, маску, которую надел на нее социум, и превратилась просто в первобытного человека, не с палкой в руке, но с картиной, которой она дубасила всех остальных.

Один из эскизов костюмов для спектакля «Толерантность»

Эскизы костюмов для спектакля «Толерантность», художница по костюмам — Алена Игруша

Когда работаешь с Шекспиром, а хуже с Чеховым — с этими мертвыми людьми очень сложно, — нужно соответствовать их масштабу, нужно сделать что-то, соответствующее вечности. Это мешает, зажимает. Все современные авторы меня не пугают, и, например, мнение Реза было бы мне интересно.

Эскизы костюмов для спектакля «Толерантность»

Эскизы костюмов для спектакля «Толерантность», художница по костюмам — Алёна Игруша

В этот раз актрисы участвуют в создании костюмов — они могут повлиять на них, хоть последний штрих и остается за мной. Я, конечно, прочитала пьесу, познакомилась с персонажами, у меня сложилось какое-то мнение о них и представление о том, как они должны выглядеть. Но на сцену выходит Света Аникей или Вика Чавлытко, и они в свою очередь проделали ту же работу: познакомились со своими персонажами, наверное, как-то сложили их с собой, нашли точки соприкосновения и наверняка привнесут свои краски в эти характеры, и я ведь не могу знать, что Вика хочет сказать зрителю. Сотрудничая с ней, я пытаюсь услышать ее пожелания, чтобы помочь ей это сказать.

Актеры более ленивы, поэтому в процессе создания костюмов не участвуют. К тому же, например, сложно представить, что адвоката можно одеть во что-то другое, кроме костюма — работать тут можно только с цветом. Хотя цвет я стараюсь сводить к минимуму, использовать «цвета нет», когда цвет намешан из очень многих цветов и ему нельзя дать точное определение. Цвета не будет в спектакле, можно сказать, что он черно-белый.

Эскизы костюмов для спектакля «Толерантность», художница по костюмам — Алёна Игруша

Процесс работы был довольно нетипичным. Обычно мы читаем пьесу и составляем портрет, характер каждого героя, рисуем «костюм-образ жизни»: если я леди, я должна выглядеть как леди, если я лежу на диване, на мне должен быть костюм человека, лежащего на диване. Есть «костюм-событие»: когда вы идете на свидание или собеседование, вы тщательно выбираете, что надеть. Есть униформа, когда в определенных ситуациях вы обязаны носить какую-то одежду. Мы можем пытаться отобразить характер с помощью фактуры, передать какой-то эмоциональный пласт с помощью цвета, мы пытаемся раскрыть характер и соответственно характеру что-то нарисовать. А здесь я пошла от обратного: на каждом из этих четырех героев есть маска — нужно соблюсти приличия, нужно иметь хорошие манеры, нужно соответствовать социальному запросу и так далее. Я пошла именно от этих масок. Конечно, мы увидим, как во время спектакля эти персонажи раскрываются, но я нарисовала этих людей именно такими, какими они хотят быть в восприятии других.

Часто людям кажется, что, по сути, не важно, во что одет человек, лишь бы все более-менее по цвету подходило и было красиво, и даже режиссер и актеры иногда недооценивают, что с помощью одежды можно просто «закрыть» роль. Костюм нельзя переиграть: когда человек выходит на сцену, он еще рта не открыл, а вы о нем уже что-то знаете. Почему? Потому что вы увидели его и считали невербальную информацию: как он двигается, во что одет, какого цвета и фактуры его одежда… Если привести очень грубый пример, то представьте себе человека, выходящего на сцену во фраке, который идеально на нем сидит, но при этом он в кирзовых сапогах. И он играет так весь спектакль. Что будет думать зритель? Он весь спектакль будет разгадывать эти сапоги. И даже если это Машков или Миронов, они никогда в жизни эти сапоги не переиграют: они будут рассказывать вам душещипательные истории своего одиночества, а вы им не поверите, потому что все время будете думать про эти сапоги и будете ждать разгадки, которой на самом деле нет. Вот так можно просто «убить» героя.

Макет декораций к спектаклю «Толерантность», сценограф Руслан Вашкевич

Макет декораций к спектаклю «Толерантность», сценограф — Руслан Вашкевич

Мне кажется, что, когда и над костюмами, и над сценографией работает один человек, — это правильнее, в этом случае визуальных ошибок и нестыковок будет меньше. Представьте, что землю создавали два бога. Понятно, что бы здесь было. Конечно, в постановочном процессе главный — режиссер, он король, царь и так далее. Но художник по костюмам и сценограф — боги, которые создают и придумывают тот мир, в котором будут жить персонажи, и очень важно, чтобы они создавали одну историю.

telegram-4

Top