Меню

Новости

АрАрАт. Мнение

Смотрим «Из жизни насекомых» с Ольгой Мжельской

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые интересные и неоднозначные спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».

ararat_banner_845x435_v01

Что смотрим

Первая треть ХХ века в искусстве – время неустанных поисков и экспериментов, фонтанирующее энергией и безумными идеями. Живопись, литература, театр этого периода поражают своим разнообразием, смелостью и актуальностью, жизнеспособностью, точностью отображения сломов и трансформаций, которые переживало в начале прошлого века общество и сознание человека. Ведь сегодня поиски авангардистов продолжают вдохновлять как просто неравнодушных к искусству людей, так и современных создателей «нового искусства».

Так, русский авангард первой трети ХХ века стал основой, на которой построили свой музыкально-театральный проект «Из жизни насекомых» режиссеры Светлана Бень и Дмитрий Богославский. Вместе с композитором Валерием Вороновым, художниками Марией Пучко, Сергеем Новицким, а также музыкантами Дашей Мороз, Алёной Дербиной и Артёмом Атрашевским они создали синтетическое зрелище, захватывающее сочетанием музыки, медиа, неожиданных превращений и смысловых переходов. 14 стихотворений поэта-обэриута Николая Олейникова, ироничные, смешные, грустные, изображения-коллажи, яркие цвета, композиция и образы которых заставляют вспомнить добрым словом и конструктивистов, и сюрреалистов, в сочетании с футуристическим звучанием терменвокса создают целую систему ссылок на чарующее и страшное начало прошлого века, рассказывая при этом современную, даже вечную, историю жизни и смерти человека, иногда легкомысленную, а иногда погружающуюся в экзистенциальные глубины.

Своими впечатлениями о спектакле «Из жизни насекомых», а также мыслями о том, что общего у Светы Бень и Николая Олейникова, с «Культпросветом» поделилась Ольга Мжельская.

Гость Ольга Мжельская – PR- и арт-менеджерка, участница рабочей группы по созданию книги для детей «Мастацтва Беларусi ХХ стагоддзя. Віцебская школа»

Перед спектаклем. Ожидания

Я скорее приверженец живописи, фотографии и кино, но работаю с искусством, поэтому театром тоже интересуюсь. К сожалению, в театр я хожу не часто, но именно на этот спектакль очень хотела попасть.

Мне интересно, что происходит в современном белорусском театре. Я всегда читаю про новые спектакли. Прошлой весной болела за краудфандинговую кампанию «Опиума», все пытаюсь попасть на спектакли Юры Дивакова, наблюдаю за творчеством SKVO’S Dance Company. На один из их спектаклей я ходила с бабушкой, она в тот период увлекалась танцами, и я хотела показать ей, каким может быть театр – современным, интересным. Нужно было видеть ее глаза – бабушка была в полном восторге. Мне кажется, в этот вечер она была самым благодарным зрителем во всем зале. Сегодня есть довольно много молодых проектов, но все равно хотелось бы больше независимого искусства и информации о нем.

Я не слежу за каждым выступление Светы Бень, но мне искренне нравится все, что я видела и слышала. Она прекрасна в своих проявлениях и неповторима, очень цельный персонаж. Но именно поэтому, возможно, буду предвзята. Изначально я настроена на суперпозитив и волшебство. Хочется чуда, и я знаю, что этот человек умеет его создавать, заряжать людей еще на несколько дней эмоционального подъема и творческого вдохновения.

Вообще, мне кажется, сочетание Светы Бень и стихов Николая Олейникова очень гармонично: все творчество Светы построено на театре абсурда, и стихи Олейникова абсурдны, часто консервируются из языковых аномалий, алогичны. К тому же и творчество Светы, и стихи Николая вступают в диалог и со взрослыми, и с детьми.

Я жду качественное визуальное шоу, которое дополнит само высказывание режиссеров. Мы давно знакомы с Сережей Новицким, который принимал участие в создании видеоряда спектакля. Мне нравится, что он делает, и я рада, что он является частью этого проекта. Что касается содержания видео, я думаю, оно в какой-то степени будет связано с авангардом в живописи, ведь это была одна тусовка: Олейников, Хармс, Малевич. Это люди, которые жили в одно время, в одном географическом пространстве и так или иначе взаимодействовали.

После спектакля. Впечатления

Я ожидала значительно меньшего, чем то, что получила. Думала, что спектакль будет в большей степени склоняться в сторону юмора и легкости, но это не совсем так. То, что я увидела и услышала, меня просто поразило. Режиссерская работа невероятная, не говоря уже об актерской работе Светы. В спектакль погружаешься без остатка. Даже не совсем понимаю, сколько он длился по времени, я в него просто упала, как в колодец. Он очень насыщенный, в нем много образов, которые наслаиваются друг на друга и уходят в бесконечность.

18834355_1373030999399477_746718909_n

В построении самого спектакля мне понравилось то, как режиссеры жонглировали темами и чувствами. В какой-то момент, когда Света читала стихотворение «Таракан», меня окончательно переполнили эмоции, я погрузилась в образы и переживание смерти. И вдруг подумала, что это конец спектакля, и мне стало просто страшно остаться в этой эмоциональной точке. И тут режиссеры переключились на совершенно другую историю, связанную с фольклором, которую ты совершенно не ожидаешь, потому что уже настроен на музыкальный и визуальный ряд, связанный с 20-30-ми годами ХХ в. А тут вдруг – фольклорная музыка и буколистические сюжеты. Ты начинаешь приходить в более спокойное состояние, но не успеваешь привыкнуть к нему, как-то комфортно расположиться в нем, подумать и с прищуром мысленно обратиться к режиссерам: «Ну ясно, на райской идиллии завершим спектакль?» – как бац – опять мир переворачивается, и ты отправляешься в космическую историю… Эта игра на контрастах чувств, мыслей и тем просто завораживает.

18788060_1373031042732806_1043515299_n

О чем

В некоторые моменты спектакля я готова была заплакать. Думаю, «Из жизни насекомых» – это история о маленьком человеке, его жизни в бессмысленном мире, любви, переживаниях, когда не случилось, не получилось, об обреченности, в конце концов. Эта тема в целом присутствует в стихах Олейникова, а в спектакле ее еще больше подчеркнули, усилили, добавили свои образы, и от этого она стала играть ярче.

Через призму крошечного насекомого идет разговор о маленьком человеке и его судьбе. Что еще оставалось Олейникову, когда у него не было возможности печатать свои серьезные «взрослые» стихи? Только уходить полностью в «детский» мир, где можно говорить сквозь строки.

Поэтому для меня этот спектакль был не слишком смешным, в его веселости я увидела обреченность: когда ты понимаешь, что ничего нельзя сделать, от отчаяния остается только закатить пирушку, танцевать и смеяться над самим же собой. Хотя иногда мне было действительно смешно: как не захохотать, когда ты видишь Беню, выходящую в образе то ли робота, то ли телепузика?

18788832_1373031056066138_488766688_n

Авангард во всем

В визуальном ряду (художники Мария Пучко, Сергей Новицкий – прим. «Культпросвет») прежде всего я увидела отсылки к Родченко, особенно к его знаменитому плакату с Лилей Брик. Художники, которые работали над визуальным решением спектакля, использовали много коллажей, а в 20-30-е гг. ХХ в. коллаж был как раз одним из основных приемов, к которому обращались авангардисты. Намеки на шуховскую башню, старые атласы по ботанике и так далее.

Мне очень понравилось, как в спектакле подошли к музыкальному оформлению: не только в визуальном ряду есть отсылки к тому времени, когда жил Олейников (композитор Валерий Воронов – прим. «Культпросвет»). Периодически мне казалось, что вот-вот выйдет Вертинский и в дуэте с Беней прокартавит что-нибудь. А чего стоит несколько коротких выступлений Артема Атрашевского с его терменвоксом?

18763164_1373031046066139_1116342174_n

Кому и зачем смотреть

Несмотря на то, что в спектакле все вроде бы весело и как бы про насекомых, на него все же не обязательно идти с детьми, хотя в зале сегодня были маленькие поклонницы Светы, которые выбежали с цветами и тортом.

Я рекомендовала бы смотреть «Из жизни насекомых» прежде всего взрослым и подросткам. Подросткам в особенности, потому что спектакль, на мой взгляд, поможет развитию или возвращению образного мышления, которое школа, с моей точки зрения, активно выбивает из детей, не говоря уже про низкий уровень подачи МХК. Взрослым, особенно тем, кто знает стихи Олейникова, этот спектакль надо посмотреть, чтобы взглянуть на них по-новому. Режиссеры показывают свой взгляд на эти стихи, и когда он складывается с твоим, происходит что-то невероятное. Я думаю о своей бабушке: ей наверняка безумно понравится.

Стоит идти на спектакль и тем, кто не знаком с авангардом, Олейниковым и творчеством Бень. Вообще, понять и принять этот спектакль может довольно широкая публика, склонная к искусству в любых, даже классических формах. В спектакле есть из чего выбирать: можно наблюдать, как выступает Беня, погружаться в образы стихов Олейникова и музыку или просто наблюдать за метаморфозами визуального ряда.

Top