Ровно через 33 года после мировой премьеры балета осуществить его постановку взялась балетмейстер Александра Тихомирова. В Большом она работает уже пятый сезон, это ее вторая работа после «Щелкунчика».
«Каждый из нас читал эту сказку Экзюпери. Для театра, к примеру, просто пересказывать ее сюжетную линию было бы очень сложно, и это не совсем благодарное дело, на мой взгляд, ведь сказка взрослая. В ней нет открытого конфликта как такового, но любое театральное действие его предполагает. Делать обычную иллюстрацию данной сказки нам показалось не очень интересным, — рассказывает Тихомирова, — куда более увлекательно было раскрыть образ Летчика и подумать над тем, что же такое полет. Одно дело — быть почтовым летчиком и развозить письма, и совсем другое — военным. Интересно было задуматься над темой дружбы. Кто такой в сказке Лис? Мы кардинально переработали либретто. История представлена в ином ракурсе».
Процесс репетиций
«Спектакль на сцене нашего театра оперы и балета получится более взрослым. Он является пятым по счету и не повторяет ни один из предыдущих. В нынешний мы добавили драматургии с учетом сегодняшней ситуации в мире. Сейчас, на мой взгляд, не нужно делать этот спектакль воздушным, ведь вокруг обострились противоречия, — дополнила Александру вдова композитора Лариса Васильевна Глебова. — Приятно, что мне не пришлось прикладывать никаких усилий, чтобы премьера «Маленького принца» состоялась: инициатором выступил театр. Рада, что дожила до этого момента».
У костюмеров подготовка к премьере началась задолго до ноября, еще с апреля месяца. Главным художником выступил Вячеслав Окунев, который в особом представлении не нуждается. За свою сорокалетнюю карьеру народный художник России создал декорации и костюмы более чем к тремстам спектаклям по всему миру. К слову, «Маленький принц» — далеко не первый его проект на белорусской сцене. Тесное сотрудничество художника с Большим театром насчитывает уже двадцать пять лет.
«Мне нравится работать над авторскими балетами. «Маленький принц» — это балет двадцать первого века. Сам сюжет сказки метафорический, это требовало определенных задумок, — рассказывает Окунев. — Декорация у нас динамичная, кинетическая, она движется и работает вместе с видеоартом. Большое значение в спектакле отведено свету. Также будет использован видеоряд. Хотелось бы, чтобы он оказался не хуже, чем в телевизоре. Каждому будет предоставлена возможность увидеть рисунки самого Экзюпери, которые он создавал для своей сказки».
На монтаж декораций в театре отвели один день. Весь спектакль построен на проекциях, которые меняются от эпизода к эпизоду.
Всего к премьере было пошито более 150 костюмов, а на создание наряда короля ушло около полутора месяца. За каждый костюм всегда был ответственен один человек.
На костюм честолюбца (всего их в балете 14) ушло 58 метров ткани пикачо, а на наряд короля (их специально было пошито два) вместе с головным убором понадобилось 35 метров бархата.
Тамара Евгеньевна Макаревич, исполняющая обязанности начальника участка по пошиву костюмов, отметила: «Вячеслав Окунев доверился нам, ведь мы с ним работаем уже не первый спектакль. С ним очень легко, так как он всегда привозит нам эскизы в цветовой гамме. Надеюсь, что в костюмах нам удалось отобразить его идеи. Если возникнут какие-то замечания, постараемся их сразу же исправить».
Репетиционная подготовка у артистов и солистов балета началась в конце прошлого сезона. Проводились отдельные небольшие репетиции с солистами. Весь балет построен на неоклассической хореографии, но ощущения, что именно она держит и не дает возможности оторваться, не возникает. А трогательный момент — адажио Розы и Маленького принца, — как известно, уже долгое время существует как самостоятельная единица.
Женских партий в балете две: Розы и Любимой летчика. Солистка Александра Чижик исполняет сразу обе: «Мне ближе Любимая: это прообраз жены Экзюпери Консуэло. На мой взгляд, у нее с Розой один и тот же характер, но эти партии строятся на разной хореографии. Любимую мы исполняем в балетках, для нее характерна амплитудность и предусмотрено несколько элементов модерна. У Розы же неоклассицизм, ее мы танцуем на пуантах».
Несмотря на то что премьера балета «Маленький принц» заявлена на начало ноября, оркестр приступил к работе еще в августе. «Исходя из либретто, мы сделали небольшие перестановки музыкальных номеров, – рассказывает дирижер-постановщик Олег Лесун. — Некоторые из них я решил увеличить по объему, чтобы были немного развернутые формы. Также взяли один номер из балета «Избранница»: пляска дикая, чем-то схожа с «Весной священной» Игоря Стравинского. По характеру она подходит для эмоционального и визуального ряда, который у нас предполагается».
Спектакль идет в вечернее время. Могу сказать с уверенностью одно: детям он покажется скучным. Единственное, что может привлечь их внимание — быстрая смена событий в первом действии, пестрые костюмы и большие мыши.
Взрослых балет также заставить поскучать. За динамикой событий первого акта и контрастной затянутостью второго суть «Маленького принца» теряется. И даже детки, которые выбегают в эпилоге балета, никак не спасают ситуацию.