В зале Республиканского театра белорусской драматургии в начале субботнего вечера можно было ощутить особый контраст. Людей много, на сцене же – ни одного предмета, кроме проектора, который показывает интервью с человеком, где ему задают вопросы о Беларуси.
Его прерывают актеры, которые выходят не из-за кулис, а прямо из зала. Как выяснится позже, таких интервью команда во главе с режиссером Александром Марченко взяла немало у людей разных профессий. И все это воплотила в двухчасовой спектакль, где главным средством общения выступила не обувь, которую один рассказчик передает другому, а история и мысли.
Об историях художников, контролеров, женщин, пострадавших от домашнего насилия, волонтера, защищающего животных, и других мы расспросили журналистов. Им-то, как никому другому, приходится сталкиваться с жизненными рассказами героев своих материалов.
Елена Мигашко, журналист teatre.ua
Это абсолютно минский спектакль, у каждого города должен быть такой. Устанавливается сильный контакт с публикой, это круто. Мы в Минске всего два дня, но уже тоже понимаем некоторые «фишки», о которых тут говорится. Например, про контролеров.
В середине спектакля все же хотелось увидеть какие-нибудь еще приемы, потому что все время шла какая-то бесконечная начитка текста. Но на самом деле мне практически все понравилось, здесь очень много живых и конкретных деталей. Затрагиваются довольно серьезные вопросы билингвизма, например, однако развития этой темы не происходит. То есть автор упоминает одну тему, после чего сразу же переходит к следующей. Остается ощущение какой-то недосказанности.
Анастасия Джумла, журналист teatre.ua
Формат этого спектакля нам, украинцам, знаком. У нас есть две очень похожие постановки – «Город на Ч» и «Киевский торт». В этих проектах была цель показать город, а здесь, мне кажется, имелось в виду что-то более глобальное. Показалось, что создатели взяли слишком большую тему, и если бы они ее немного сузили, рассказав, например, исключительно о Минске, то было бы лучше. Хотя с техникой, актерами и элементами вербатима все было прекрасно.
Полина Питкевич, пресс-служба «ТЕАРТа»
Я много слышала об этом спектакле и рада, что в итоге на него попала. Знаю, что здесь используется техника вербатима, мне очень это понравилось. Кстати, с обувью, которую герои примеряли на себе, вышло очень забавно, потому что в спектакле «Латышская любовь» также использовали обувь как часть человека – то есть, мол, попробуй быть частью моей обуви.
За этими историями стоят реальные люди, реальные страшные и милые вещи. Спектакль получился очень искренним, да здесь и сложно было бы солгать. Мне всегда интересно мнение зала, я оглядываюсь и наблюдаю, как реагируют зрители. Тут актера слушали, смеялись и понимали, о чем он говорит.