Эмоции и боль Украины.
Раньше я работал импульсивно, а сейчас стараюсь контролировать эмоции. Уже 7-ой год дирижирую в Беларуси и стал немножко понимать менталитет белорусов – тут все медленно, спокойно. Все будет, но через полгода (смеется).
Я украинец, родом из Закарпатья. В народе нас называют «украинские грузины», потому что мы бойкие. Мужское начало очень сильное и характер на острие – мы буквально заряжаем всех вокруг своей энергией. Видите, что происходит в Украине? Очень важное событие для восточной Европы. Сейчас мы буферная зона тоталитаризма, но хотим вырваться на свободу. Провокаторы разжигают ярость народа, заводят беспощадный маховик агрессии. Но людям нужна не агрессия, а здоровая правовая система – они больше не верят государству. Нас ждут изменения, и я верю, что они наступят.
Об опере «Риголетто».
Опера «Риголетто» – сложный материал и гениальная музыка. Прикосновение к таким вещам обогащает и возвышает.Для меня в этой опере наиболее важно все, что связано с образом Риголетто – лгуна полного страстей. Но он центральный герой – а это уже мы с вами. Человек слаб, порочен и боязлив, поэтому врет. Мечтаю, чтобы изменилось нравственное отношение к этой проблеме, потому что ложь порождает страшные вещи.
«Это драма человека громадного характера, который идет на очень сильные поступки, который совершает ошибки и искупает их».
О зрителе.
Мне нужен умный зритель, который думает, тонко чувствует и обменивается со мной энергией. В последнее время я недоверчиво отношусь к полным залам. Иногда дирижирую и вижу непонимающие взгляды. Публика забежала хлебнуть культуры, не поняла, чего она там хлебнула, и побежала дальше по своим делам. Почему это происходит? А вы посмотрите вокруг: на архитектуру, массовое производство и так далее – разрыв между жизнью театра и реальной картиной мира колоссальный.
О звучании мира.
В энергетическом отношении для меня важна атмосфера: земли, города, моего окружения, атмосфера внутри меня. Я много путешествую и очень хорошо ощущаю тональность звучания разных стран, людей. Для развития личности важна динамика (мощь оттенков звучания). Если динамики нет – человек не подпитывается энергией и постепенно угасает. А ее (энергию) надо искать повсюду: в книгах, музыке, любви. В моем случае еще в общении с оркестром, артистами, хором. Любовь и семья – самое важное из этого списка. С этого начинается культура, просветительская деятельность, политическое воспитание, гражданская ответственность.