Алесь Сухадолов, представитель службы по связям с общественностью «Белгазпромбанка»:
Трудно выразить свои чувства! Очень впечатлен. Спектакль заставляет задуматься. И сейчас я в состоянии хорошего удивления. Смеха было много, но и размышлений немало. Настроение у спектакля разное.
В белорусском театре такого нет, и я к такому не привык.
Чехова я почувствовал на уровне подсознательных образов, фантазии. Увидел в спектакле то, что у Чехова читается между строк.
На другие постановки «ТЕАРТа», конечно, пойду. Пропустить здесь хотя бы один спектакль очень жалко.
Андрэй Саўчанка, рэжысёр, акцёр:
Вельмі прываблівае лёгкасць, з якой акцёры балуюцца, хуліганяць на сцэне. Яны малююць прыгожыя вобразы. Але я не канчаткова разумею, у чым тут усё ж такі пасланне да Чэхава. Гэта хутчэй сцёб з Чэхава. Што яны пасылаюць, мне не вельмі зразумела… Ці выведуць яны кудысьці? Ці будзе нейкая думка? Ці дацягнуцца яны да паслання? Паглядзім у другім акце.
Але разам з тым падчас спектакля адпачываеш і проста атрымліваеш задавальненне, эстэтычную лёгкасць. Ты амаль што не нагружаны псіхалогіяй.
Я разумею, што гэта не мая эстэтыка. Гэта іх школа. Яны вельмі добрыя акрабаты. Яны могуць лёгка жангляваць, ператвараць тэхніку ў нейкі спосаб існавання. І гэта, канечне, прываблівае. Я сачу за гэтай школай. Трошкі ведаю, што робіцца ў Францыі, Швейцарыі ў гэтым сэнсе. Мне было цікава, чаму фестываль выбраў гэтую працу.
Прызнаюся шчыра, што толькі чуў імя Фінцы Паска. Іншыя яго працы не глядзеў: не люблю па відэа глядзець спектаклі. Вось ужывую цікава!
Мне заўсёды цікавы Херманіс, я буду спрабаваць прабіцца на яго «Латышскую любоў». Гэта тое, што трэба глядзець. Паляк Люпа заўсёды цікавы сваёй пазіцыяй, поглядам. І канечне, беларуская праграма – гэта наша роднае. Будзе добра яе наведаць і паглядзець, што робіцца ў нас.
Владимир Дудкин, звукорежиссер ТЮЗа:
Это зрелищное представление, но я не такое хотел бы получать от театра. Хотя ребята молодцы: по части зрелища все восхитительно сделали! Просто немного не туда пошли, куда хотелось бы. В любом случае посмотреть стоит.
И в белорусском театре есть хорошие зрелищные постановки. Например, Молодежный театр с «Чайкой» и «Сном в летнюю ночь». К этому близко подобрался и кукольный театр с «Интервью с ведьмами». Как сказал один человек об этой постановке: «Спектакль очень хороший, ребята большие молодцы, а пьеса не очень». К этому мнению и мое близко, но сходить все равно советую.
Театр – это комбинация всего. Там никак нельзя обойтись без зрелищности, иначе будет очень скучно, обычный радиоспектакль.
Я хотел бы прийти на все постановки «ТЕАРТа». На данный момент меня очень интересует «Танец Дели».
Алексей Ереньков, композитор, музыкальный руководитель НАДТ им. Горького:
Сразу приходят на ум Cirque du Soleil, который я хорошо знаю, и театр Жанти. Так что ничего удивительного, нового для меня не было. Но посмотреть спектакль хорошего уровня всегда приятно.
Мне понравилась «Донка», технология спектакля, его мизансцены, то, как умело драматургически соединены произведения Чехова.
Чтобы откликаться на пассажи, придуманные режиссером, нужно очень хорошо знать Чехова. Если Чехова не знаешь, то и спектакль может не тронуть. Может быть непонятно, почему именно к нему обратился режиссер, почему именно такие фразы произносят актеры.
Наш зритель, к сожалению, не всегда подготовлен. Даже к белорусским спектаклям. Он не знает репертуар, состав театра, но это все про нас. Так что претензия к нам, а не к международной программе. Надо сделать так, чтобы таких постановок было больше.
На другие постановки «ТЕАРТа» буду ходить. В плане познавательности будет интересен Додин, это ключевой спектакль.
«ТЕАРТ» обрастает авторитетом. Хорошо, когда есть много фестивалей. Ведь у композиторов, актеров, режиссеров, критиков и журналистов цели такие – встречаться, обмениваться мыслями, видеть друг друга. Где, как не на фестивале, можно это делать?
Елена Мальчевская, старший преподаватель кафедры литературно-художественной критики Института журналистики БГУ, театральный критик:
Мне кажется, что «Донка…» — это визионерский театр, театр-ассоциация. Во время прошлого «ТЕАРТа» Константин Богомолов сказал такую фразу: «Спектакль – это сон, который тяжело пересказать». Визионерский спектакль, наверное, максимально близко подходит к этому определению.
Не всегда здесь должно работать рациональное восприятие, часто режиссер обращается к нашим чувствам. Это попытка заставить нас пережить какую-то эмоцию, а не конкретная история. Хотя истории здесь тоже есть.
Татьяна Станкевич, пенсионер:
У меня светлое ощущение после этого необычного спектакля! Очень свежо, интересная эксцентрика! Хотелось бы его пересмотреть, потому что не все понятно. Текст субтитров, например, я не всегда прочитывала.
Тут есть Чехов, сплошная «Палата №6», «Три сестры» также прослеживались.
Я на многие спектакли форума собираюсь ходить, ведь нужно смотреть, как развивается театр.
Из белорусских театров хожу в Оперный, в театры Купалы и Горького. Наверное, меньше всего – в Молодежный: я уже все-таки в возрасте. Хотя «Донка» была интересна, а мне скоро 60 лет!
Екатерина, работник банка:
Оригинально, свежо, отличается от белорусского репертуара новизной решений, нестандартностью подходов, живостью! Не было скучно. Думаю, никто не заснул.
Чехов прослеживался, наверное, в образах и историях. Хотя временами было сложно понять, о чем идет речь.
Я бы сказала, что «Донка» – об образах чеховских произведений.
Думаю, здесь было больше зрелища, чем посыла, и это неплохо. Хочется еще прийти в такой театр.
Наталья Алексейчик, библиотекарь:
Очень легкий, поэтичный, атмосферный, современный спектакль. Здесь сплетено много жанров, но сплетено красиво. Меня это не испугало: я подготовленный зритель, что-то похожее видела за рубежом, в Израиле.
Может, здесь нет такого количества смыслов, как у Чехова, но есть эмоции. У Чехова особенно люблю «Вишневый сад». Много раз перечитывала его, смотрела разные постановки. Он какой-то очень живой для меня. А «Чайку», например, не очень люблю. Но это все очень субъективно!
«Донка» вытянула меня из ямки, в которую нас время от времени опускает жизнь. Уже давно белорусские спектакли из ямок меня не вытаскивали. «Двенадцатая ночь» Екатерины Огородниковой – последний спектакль, которому это удалось, но его уже нет в репертуаре. Это один из лучших спектаклей в Беларуси, которые я видела. А в театр я хожу профессионально с 1976 года.
Последняя премьера, на которой была, это «12 стульев» в Новом Рижском театре. Мы поклонники этого театра, поэтому с большим удовольствием ждем премьеры «Латышской любви».
Из минских тетров любимый Купаловский, конечно, РТБД тоже интересные вещи делает. В Театре киноактера мне нравятся спектакли, а один из его ведущих артистов живет в нашем подъезде.
Мы уже в четвертый раз на «ТЕАРТе», так что сейчас уже все спектакли легко заходят. Я бы не хотела говорить слово «модно», но по отношению к «ТЕАРТу» именно оно и уместно. Мне кажется, уровень форума вырос. Или это из-за открытия такое приподнятое настроение?