«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые интересные и неоднозначные спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».
Что смотрим
В Белорусском государственном театре кукол любят классику, но не той любовью, которая делает из спектакля иллюстрацию к литературному произведению или музейный экспонат. В спектаклях Алексея Лелявского она оживает, становится близкой и понятной современному зрителю, ведь меняются только времена, а люди, их страсти и слабости остаются неизменными. В «Тартюфе» Мольера, «комедии эпохи абсолютизма и репрессий», ощущается и вневременная тематика, и атмосфера той самой блещущей позолотой и отдающей должное чувственным удовольствиям «эпохи абсолютизма», и призрак надвигающейся кровавой «эпохи репрессий». Именно он является как один из всадников апокалипсиса на сверкающем скелете лошади, чтобы уничтожить мир бездумных, легкомысленных, немного жеманных, немного лживых, немного порочных кукол. Как это часто бывает, в «Тартюфе» Лелявского сочетаются насмешливость, кажущаяся легкость и глубина, и, как всегда, ирония режиссера направлена не только на героев спектакля. Она точно попадает в современность, внезапно меняя фривольное настроение на серьезное, делая патетический Мольеровский финал невозможным, а финал режиссерский – неизбежным.
Гость Дмитрий Карась – телеведущий, продюсер
Перед спектаклем.
Об отношениях с театром
Я с детства обожаю театр. Еще в школе мы с друзьями ходили на постановки в Гомельском драматическом театре, но это были не просто посещения ради того, чтобы хорошо провести время: мы обсуждали увиденное после спектакля, искали какую-то философию, пытались понять, что хотел сказать режиссер, и мне это очень импонировало. С годами я начал отслеживать постановки, которые мне нравились. Например, на меня произвели очень сильное впечатление «Служанки» Жана Жене в постановке Романа Виктюка. В 1990-е это было что-то новое: сочетание пластики, необычной дикции актеров, новые формы, которые отличались от нашего традиционного академического театра. Словом, взрыв. Мне вообще нравились ранние работы Виктюка, очень впечатлила его постановка «Антонио фон Эльба» Ренато Майнарди с Еленой Образцовой в главной роли.
О театре кукол
Минский Кукольный театр – мой любимый театр. Если меня спрашивают, куда пойти в Минске, я всегда его рекомендую. Потому что спектакли, которые здесь можно увидеть, это не просто пересказ текста и хорошая игра актеров, это еще и философия. После этих спектаклей всегда остается послевкусие, ты долго их перевариваешь, вспоминаешь какие-то фрагменты, для тебя открываются какие-то новые грани.
Мне нравится, что в этом театре семейная обстановка. Она чувствуется, даже когда ты просто находишься в гардеробе или когда билетер встречает тебя у входа. Я думаю, что все люди, которые работают в этом театре, относятся к нему не как к работе, а как к чему-то важному в их жизни. И мне кажется, что это счастливые люди, потому что они приходят не на работу, а в то место, где получают удовольствие и где время летит незаметно.
«Тартюфа» я буду смотреть во второй раз. Накануне я встретился с главным режиссером театра, Алексеем Лелявским, и он сказал, что в этом театре каждый спектакль новый. Т.е. на втором, третьем или сотом показе мы не увидим то же, что и на премьере. Мне хочется проверить, получится ли у меня по-новому взглянуть на этот спектакль. В первый раз меня насторожила в «Тартюфе» чрезмерная эротичность, и, когда появилась возможность, я спросил об этом режиссера. Он сказал одну вещь, до которой в первый раз я сам как зритель, возможно, не дошел. Эта эротичность – внешняя оболочка, за которой скрывается нечто более глубокое. Поэтому сегодня я попытаюсь снять эту оболочку и увидеть те мысли, которые хотел вложить режиссер в действия кукол и актеров.
Театр не (только) для детей
Когда у меня была программа «Институт культуры», я всегда старался освещать премьеры Театра кукол. И тогда, и сейчас в программе «Калейдоскоп» на Беларусь-3 при каждой возможности я обращаю внимание на взрослые постановки театра, ведь они очень необычные и глубокие. Во взрослом репертуаре очень много постановок по классике, например, «Чайка» и «Драй швестерн» («Три сестры») по Чехову. На первый взгляд может показаться, что это несерьезно, но стоит посмотреть хотя бы «Чайку», чтобы убедиться в обратном. Это удивительная вещь, когда малюсенькие куклы внезапно оживают и у них появляется мимика.
Если заглянуть в историю кукольного театра, можно обнаружить, что он изначально был недетским, это было площадное искусство. На площадях при народе разыгрывались спектакли, и очень часто это была сатира, причем острая и колкая. Но с годами все изменилось, и сейчас существует стереотип, который сложился в советские времена: театр кукол – театр для детей. Хотя на самом деле он для взрослых. Ведь даже в детских спектаклях, мне кажется, взрослые могут найти много интересного. Например, я видел фрагменты новой постановки «Рождественская история» по Чарльзу Диккенсу, и меня они удивили, потому что они взрослые, с очень глубокими мыслями. Так что, если вы хотите получить разминку для ума, приходите в Театр кукол.
После спектакля. Впечатление
Я убедился в том, что Алексей Лелявский был прав. Во второй раз спектакль смотрится, будто впервые. Начало и финал показались знакомыми, но все остальное воспринималось свежо и по-новому – возникло ощущение, что спектакль я даже не видел. В очередной раз я убедился в том, что это мой самый любимый театр. Я слышал мнение, что Театр кукол считается элитарным, и я рад, что могу причислить себя к его аудитории.
Сегодня я опять видел живую мимику кукол, мне казалось, что они живут своей жизнью, так что порой я даже не замечал актеров. Было ощущение, что они ведут свою партию, а куклы – свою. Мне кажется, что попасть в эту труппу – большая честь для всех актеров. И уровень коллектива очень высок. В спектаклях, которые видел я, к актерам было не придраться. В драматическом театре у меня периодически возникают вопросы: актеры или переигрывают, или недоигрывают, или исполнение просто меня не впечатляет. А здесь меня устраивает все, и я никого не могу покритиковать, хотя очень люблю это делать.
В «Тартюфе» невероятная музыка (композитор Леонид Павленок – прим. «Культпросвет»): основной лейтмотив спектакля комически-оптимистичный, в мелодии присутствует и ерничание, и сарказм, она создает настроение и усиливает атмосферу постановки. Пластика и танец продолжают сюжетную линию, развивают и усиливают ее.
Как хореограф я могу сказать, что исполнение, конечно, далеко от балета и профессионального танца, но актерам и не требуется каких-то супер-па и хореографической подготовки. Хотел бы прийти еще раз, чтобы посмотреть на отдельные моменты, например, танго, и подумать, для чего оно использовано в спектакле. Мне кажется, это не просто пластический пересказ событий. Наверняка Лелявский вложил в него еще какой-то дополнительный смысл.
О чем
Очень сложно сформулировать, о чем этот спектакль. Можно сказать, что он о людях, которые оказываются не теми, за кого себя выдают, о неоправданном доверии. Но здесь есть и другой смысл, который, я думаю, каждый зритель должен прочитать сам. Он идет очень тонкой, но ощутимой линией. Третий смысл, как мне кажется, в том, что в спектакле высмеивается современное общество, его чрезмерный интерес к эротическому контенту, то, как он входит в нашу жизнь с экранов телевизоров и из интернета. В спектакле читается легкая ирония относительно всего этого.
Для кого
Это, безусловно, не детский спектакль, не надо на него идти и бабушкам, но тем, кому больше 18, смотреть уже можно. Я бы порекомендовал пойти на «Тартюфа» всем, и не потому что мне хочется, чтобы в этом театре всегда был заполнен зал, а потому что каждый найдет в нем свой смысл. Я выделил для себя три линии, а кто-то найдет четвертую, пятую, глубинный смысл, который я не заметил.