Театральный сезон 2017–2018 открыт, и мы не мешкая отправляемся прямо с корабля или круизного лайнера, бороздившего просторы теплых морей, на бал. Вернее, в театр. Хотя самый настоящий бал на некоторых премьерах сезона нас все-таки ждет.
В сентябре у вас не будет времени для разогрева, потому что театры решили удивлять и радовать зрителей премьерами и яркими событиями, не дожидаясь, пока театралы вернутся с пляжного отдыха или выкопают картошку на своих приусадебных участках. И даже если погода не будет радовать теплом и солнцем, театральный сентябрь все равно – на редкость жаркий. Для тех, кто сомневается, – наша афиша.
За премьерой
«Мы ждали, ждали и наконец дождались!» Так и хочется сказать, перефразируя известного героя, о премьере Купаловского театра «Запалкі» по пьесе Константина Стешика.
Текст «Запалок» был создан в рамках IV Международной драматургической лаборатории в 2015 году. Как говорил сам драматург о пьесе, с одной стороны – это история человека, который «прожигает» свою жизнь, глубоко погрузившись в быт, живя повседневными заботами, работой, семьей, с другой стороны – несостоявшегося Прометея. А один из главных образов, спички, – символ возможной, но не прожитой жизни, внутреннего огня, который пытается поддержать в себе главный герой, Толя. «Не всем суждено добыть огонь, еще меньшему количеству удается подарить этот огонь другим,» – такова философия пьесы, в которой переплетены бытовая достоверность и мистическая сказочность.
Ставит пьесу Константина Стешика на Камерной сцене режиссерка Татьяна Ларина, которая уже неоднократно работала с современными текстами как в Центре белорусской драматургии, так и ЦИМе.
Ждем премьеры и надеемся, что спектакль сохранит удивительное волшебство и многомерность текста.
Когда: 5 и 6 сентября, 19.00
Где: Камерная сцена Купаловского театра
Для кого: для взрослых, которые любят страшные сказки
Билеты: 10 бел. руб.
За современностью
Мифы потому и вечны, что в них запечатлены архетипические образы и проблемы, которые волнуют человечество на протяжении всей истории существования. Например, греческая мифология подарила театру огромный пласт произведений, не потерявших актуальность и спустя тысячелетия после своего создания.
Так, «Антигона» Софокла стала основой, на которой возник документальный спектакль Александра Марченко Anti[gone], где текст Софокла в исполнении профессиональной актрисы Дарьи Новик соседствует с реальными историями известных минчан. Затронутые в них проблемы перекликаются с озвученными греческим драматургом и убеждают – ничто не меняется… Кроме нашего отношения к выбору между общественным и личным, законом и чувством, желанием и долгом.
Постановка интересна не только тем, что в ней в качестве актеров можно увидеть таких известных личностей, как Иван Веденин, Марина Калинина и Андрей Егоров, делящихся своими приватными переживаниями, но и самим пространством мемориального музея З. Азгура, в котором она идет и которое стало ее важной смысловой составляющей. Спектакль вызывает достаточно много вопросов и однозначным его назвать нельзя, но мы без сомнения рекомендуем вам его посмотреть. Возможно, вы заново откроете для себя Софокла или Азгура, а может, влюбитесь в документальный театр.
Когда: 7 сентября, 19.00
Где: Мемориальный музей З. Азгура
Для кого: для любителей античной литературы и светской жизни
Билеты: 15 бел. руб.
За нескучной классикой
На обещанный в анонсе бал (даже на два!) можно будет попасть на премьере «Травиаты» в Большом театре Беларуси. Правда, бал этот будет современным, ведь действие оперы Джузеппе Верди постановщик из Латвии Андрейс Жагарс перенес из XIX века в XXI, сделав героев нашими современниками и превратив туберкулез, от которого умирает Виолетта Валери, в онкологию. Но роскоши на сцене от этого явно не станет меньше. Все спектакли Жагарса, которые минчане уже могли видеть на сцене Большого во время Рождественских оперных форумов, например, «Манон Леско» или «Бал-маскарад», отличаются изысканностью и привлекательностью визуального решения.
Мы подсмотрели за репетицией и точно знаем, что помимо современных интерьеров на сцене будут и хрустальные люстры, и цветной мрамор. А еще обязательно будет накал страстей и настоящие чувства: Жагарс очень строго следит за точностью и выразительностью не только вокального, но и актерского исполнения, контролируя пластику, жесты актеров и подробно объясняя мотивацию того или иного поступка.
Новая «Травиата» как минимум должна получиться добротным и крепким спектаклем европейского уровня. Так что спешите за билетами на премьеру.
Когда: 8 и 10 сентября, 19.00
Где: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
Для кого: для меломанов и эстетов
Билеты: 4 – 12,5 бел. руб.
За новыми впечатлениями
Польский театр сегодня, благодаря именам таких культовых режиссеров, как Тадеуш Кантор, Конрад Свинарски или Кристиан Люпа, – настоящий бренд. Тем не менее обычный белорусский зритель знает о нем не так уж много и не так уж часто может видеть на отечественной сцене постановки своих соседей, за исключением разве что фестивалей «Белая вежа», «Март-контакт» или Международного фестиваля театров кукол.
Республиканский театр белорусской драматургии с завидным постоянством предоставляет такую возможность всем желающим. Несколько лет назад здесь проходили гастроли Драматического театра имени А. Венгерки, в прошлом сезоне показывал свой спектакль познаньский театр Biuro Podr??y. В этом месяце на сцене РТБД пройдут первые в Беларуси гастроли Нового театра имени К. Деймака из Лодзи.
Белорусскому зрителю коллектив представит спектакль «Кобро» о жизни художницы-авангардистки Катажины Кобро, последние годы жизни которой прошли в Лодзи. Строго говоря, Кобро связана не только с Польшей, но также с Россией (она училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества) и Беларусью (работала в смоленском филиале витебской группы УНОВИС и какое-то время жила с семьей в Вилейке).
История жизни Кобро и ее брака с художником Владиславом Стржеминским в пьесе Малгожаты Сикорской-Мищук представлена как ряд коротких аскетичных сцен и подана через восприятие дочери артистов Ники. Значительный акцент сделан в спектакле на (не)возможности совмещать творчество и семейную жизнь: подавленная бытом и отсутствием условий для собственного развития как художника, Кобро в отчаянии сжигает свои работы. Актуальная проблема и для современных женщин, не так ли?
Уверены, что спектакль не только расширит ваши знания о польском театре и художниках-авангардистах первой половины ХХ века, но также заставит задуматься над вопросами творческой свободы и гендерном (не)равенстве.
Когда: 9 сентября, 19.00
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Для кого: для поклонников авангарда и желающих расширить свой кругозор
Билеты: 8 бел. руб.
За актуальным искусством
Алексей Лелявский провоцирует, не боится быть откровенным и жестоким, не жалеет зрителя и… побеждает. А еще убеждает в том, что актуальный театр, в котором все прекрасно: и смысл, и форма, – можно делать минимальными средствами. В последнее время в постановках Лелявского для взрослых что в Белорусском государственном театре кукол, что в областных театрах Гродно и Бреста, очень явна социально-политическая направленность. Тут вам и «Самозванец» с вопросами эфемерности власти и ее порабощающей силы, ответственности «безмолвствующего» народа, и уродливый портрет общества, приносящего своих членов в жертву, прикрываясь «справедливостью», в «Визите старой дамы», и современная «антиутопия» «Птицы», и распятый, никому не нужный герой в «Евангелии от Иуды». Все это – актуальные и острые прочтения классики, от Аристофана до Короткевича.
Поэтому обращение Лелявского к Бертольду Брехту и его пьесе «Mann ist Mann» («Человек есть человек»), более известной русскоязычному читателю под названием «Что тот солдат, что этот», кажется чем-то очень естественным и ожидаемым. Пока премьера в Белорусском государственном театре кукол еще в процессе подготовки, но уже можно строить кое-какие предположения. В спектакле наверняка будет достаточно иронии и черного юмора режиссера, ведь не зря в подзаголовок вынесено слово «комедия», а действие вполне может сменить свою прописку в пространстве и времени с Британской Индии начала прошлого века на любую «проблемную» современную страну. Ведь человек остается человеком, а «игры в солдатики» продолжаются и сегодня.
Когда: 21 и 28 сентября, 19.00
Где: Белорусский государственный театр кукол
Для кого: для бесстрашных и думающих зрителей
Билеты: 8 – 8, 5 бел. руб.
За разнообразием
Такую плотность разнообразных фестивалей и гастролей, как в сентябре, в театральной жизни Беларуси приходится наблюдать редко, поэтому, не тратя слов на подробное описание каждого события, ограничимся только самым важным. (Поверьте, в нашей афише еще будут отдельные материалы о самом интересном.)
С 8 по 17 сентября театральной столицей будет Брест, ведь в это время там проходит Международный фестиваль театров «Белая Вежа». На нем можно будет увидеть самые разные спектакли белорусских театров, от Купаловской «Пинской шляхты» до «Опиума», а также зарубежных коллективов. Однозначный must-see среди них – «Скрипка Ротшильда» Московского ТЮЗа в постановке Камы Гинкаса.
Самым маленьким театралам (от 0 до 10 лет) и их родителям предлагаем попробовать невероятно вкусный, приготовленный с любовью и фантазией «Казачны джэм». Полакомиться театральными угощениями от организаторов этого фестиваля сказок можно будет в НЦСИ с 21 по 24 сентября. Кстати, в программе «Казачнага джэма» кроме спектаклей запланированы мастер-классы для детей и взрослых и еще много приятных активностей.
Молодое и дерзкое искусство (и по демократичным ценам) представит с 21 по 27 сентября «Тэатральны куфар». В программе фестиваля можно встретить и уже известные зрителям белорусские коллективы, спектакли, которые прошли «пробу огнем» , например, «Человек, перешедший реку» (Театр документа Анны Сулима, БГУКИ), и театры из Сербии, Туниса, Британии, Филиппин и Чили. Нам кажется, что это отличная возможность для расширения собственной географии театра.
Также напомним, что 27 сентября начинается ТЕАРТ. Билеты на большинство спектаклей зарубежной и многие постановки белорусской программы уже раскуплены, но на Прельжокажа или «Сестер Макалузо» их еще можно приобрести.
Когда: весь сентябрь
Где: Брест и Минск
Для кого: для театрозависимых
Билеты: «Белая Вежа», «Тэатральны куфар», ТЕАРТ