Мы уверены – театр может почти все: вдохновить, довести до слез и гомерического смеха, заставить думать и действовать. Если, конечно, это настоящий живой театр.
В этом месяце всем театралам повезло. Афиша буквально цветет дышащими, острыми и нежными, бескомпромиссными постановками от молодых и опытных режиссеров, которые не боятся затрагивать неудобные, иногда пугающие темы. И для вас мы отобрали самые яркие и дерзкие спектакли апреля, которые тронут сердце, порадуют душу и расшевелят ум.
За смыслом
Настоящая «народная драма» разворачивается тогда, когда «народ безмолвствует». Такой неутешительный вывод делает в своем спектакле «Самозванец» по произведению Пушкина «Борис Годунов» Алексей Лелявский. Именно он, молчаливый кукольный народ, созерцающий смену властителей и их борьбу за власть, во многом несет ответственность за беды, обрушившиеся на него. А власть на поверку оказывается не наградой – едва ли не наказанием. Она порабощает того, кто так стремился ей обладать, оставаясь недосягаемой, как сверкающая золотом и каменьями царская роба, стоящая на сцене. Вместо нее что Годунову, что Отрепьеву достается побитая молью шапка-ушанка да красный балахон, из которого царя, когда приходит время, просто вытряхивают как кучу мусора под молчаливыми взглядами тряпичного народа. В спектакле Алексея Лелявского тема власти и человека, ответственности, деятельности и бездействия приобретает внеисторическое звучание, особенно острое в финале спектакля, когда зрители в зале еще очень долго безмолвствуют в унисон с кукольным народом на сцене.
Для кого: для любителей актуального театра
Когда: 27 апреля, 18.00
Где: Брестский театр кукол
Билеты: 5 бел. руб.
За премьерой
Камерная сцена Купаловского театра постепенно превращается в площадку для экспериментов молодых режиссеров. Именно на ней в первые дни апреля состоится одна из самых ожидаемых премьер месяца – «Войцек» Георга Бюхнера в постановке Юры Дивакова. Работы режиссера, актера, одного из основателей компании Laboratory figures Oskar Schlemmer хорошо знакомы столичной театральной публике. Например, его Fable по басням Лафонтена (Гомельский театр кукол), запоминающаяся вариация на тему визуального театра, или «Крестовый поход детей» по пьесе Андрея Иванова (ЦБД), признанный критиками одним из лучших спектаклей 2016 года.
«Войцек» обещает стать пугающим и прекрасным зрелищем, немного макабрическим по духу, с оригинальной трактовкой образа главного героя и изысканным визуальным рядом (художник – Таня Дивакова).
Для кого: для любителей психодела
Где: Национальный академический театр имени Я. Купалы
Когда: 6, 7, 22 апреля, 19.0
Билеты: 10 бел. руб.
За настоящей жизнью
Старости невозможно избежать, если только вы не живете согласно девизу Live fast, die young. Герои нового спектакля Белорусского государственного театра кукол «Пансион «Belvedere» уже давно пересекли тот рубеж, когда общество «списывает» человека и отправляет его «на заслуженный отдых». Шестеро стариков, среди которых есть узнаваемые типажи, ведут размеренную жизнь в стенах пансиона под присмотром врача и медсестры, время от времени приоткрывая зрителям свое прошлое, которое было счастливым и безмятежным, и заставляя задуматься над тем, что кем-то из этих старичков и старушек со временем вполне могут стать сидящие в зале или их близкие. Поэтому так же, как актеры надевают на себя маски и образы пожилых людей, невольно сам примеряешь судьбы этих смешных и грустных стариков.
Спектакль представляет собой микс из меланхолии, светлой грусти, юмора, иногда грубоватого, но жизнеутверждающего и надежды на то, что счастье возможно всегда.
Для кого: для тех, кто ищет вдохновения
Где: Белорусский государственный театр кукол
Когда: 7, 28 апреля, 19.00
Билеты: 6,5 – 7 бел. руб.
За волшебством
«Волшебная флейта» Моцарта – удивительное и по-своему уникальное произведение. Начнем с того, что даже мало знакомые с оперой люди вряд ли не слышали знаменитую арию Царицы ночи O zittre nicht mein lieber Sohn. Опера сочетает пение и речитативы, множество довольно нелепых для современного зрителя моментов, логических несуразиц и легкую, искрящуюся музыку. В то же время «Волшебная флейта» предъявляет серьезные требования к вокальному мастерству исполнителей и содержит в себе богатую символику. О воспроизведенных в ней масонских ритуалах и символах давно написаны тома исследований. Кроме того, это одно из лучших произведений для тех, кто только начинает приобщаться к миру классической оперы.
В новой постановке Большого театра Беларуси, судя по всему, на привлекательности и доступности «Волшебной флейты» сделали особый акцент. Режиссер Ханс-Йохим Фрай, поставивший несколько лет назад в театре «Летучего голландца» Вагнера, решил сделать из оперы Моцарта спектакль в жанре фэнтези, а ее сюжет трактовать как противоборство темного женского и светлого мужского начал. Постановка обещает быть динамичной и зрелищной, а чтобы зрители не только следили за сменой «картинки», но и за смыслом происходящего и смогли оценить прелесть оригинального звучания, все речитативы в спектакле будут идти на русском языке, а вокальная часть – на немецком.
Для кого: для любителей нескучной классики
Когда: 18 апреля, 19.00
Где: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
Билеты: 4 – 120 бел. руб.
За мистикой
Постановка Олега Жюгжды «Трагедия о Макбете» – один из примеров спектаклей-долгожителей, которые со временем не теряют ни смысла, ни очарования. В свое время спектакль собрал богатый урожай фестивальных наград и получил признание критиков, но не менее важно то, что и сегодня он захватывает зрителей.
Сюжет «Макбета» на белорусской сцене находил воплощение в драматическом театре, в опере и балете, но именно «кукольный» вариант за последние десятилетия оказался самым живучим и одним из самых интересных. Средства театра кукол позволили убедительно воплотить идею человека как марионетки сверхъестественных сил, но марионетки, обладающей достоинством, сочетать несколько временных пластов и протягивать тончайшие нити ассоциаций из прошлого в настоящее. Этот камерный по форме, но масштабный по проблематике спектакль богат на метафорические образы и символы и особенно привлекателен тем, что в нем режиссер выступает еще и в роли художника, а также самого Макбета. Увы, «Трагедия о Макбете» не часто появляется в афише, так что советуем не упустить шанс и заранее позаботиться о покупке билета.
Для кого: для адептов театр кукол
Когда: 26 апреля, 19.00
Где: Гродненский областной театр кукол
Билеты: 10 бел. руб.
За гармонией
Работы молодых хореографов на академических сценах – явление в наших широтах почти такое же редкое, как северное сияние. К счастью, случаются и исключения. На конец апреля в Музыкальном театре запланирована премьера дебютной постановки Сергея Микеля «Вишневый сад». Балет станет дипломной работой и первым полноформатным спектаклем молодого хореографа, выпускника Белорусской государственной академии музыки и ученика Валентина Елизарьева.
Хореографические опыты Сергея Микеля уже были оценены на международных конкурсах, а авторская программа молодого балетмейстера «Анатомия танца» получила позитивные отзывы отечественных критиков.
В балете будут использованы произведения Георгия Свиридова и Петра Чайковского. Общую редакцию музыкального материала осуществил Олег Ходоско, который написал и значительную часть музыки к «Вишневому саду». Над сценографическим решением спектакля работает Любовь Сидельникова.
Ждем премьеры, свежей и нежной как лепестки цветущих вишен, и трогательной как старый сад.
Для кого: для ценителей прекрасного
Когда: 27 марта, 19.00
Где: Белорусский государственный академический музыкальный театр
Билеты: 9 – 11 бел. руб.
За радостью
Если вам хочется почувствовать себя немного ребенком, отвлечься от повседневной суеты и наконец понять, что мечтать не вредно, а очень даже полезно, приходите в Театр кукол. Минские кукольники с 18 по 23 апреля принимают своих коллег из Гомеля. Во время гастролей коллектив Гомельского государственного театра кукол покажет минчанам три спектакля: «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «Не все зайцы – кролики» Василя Ткачева и «Ша-ша в левом башмаке» по мотивам сказки Елены Мальчевской. И хоть последняя постановка анонсирована как спектакль для детей от 6 лет, мы рекомендуем обратить внимание именно на нее всем взрослым. Постановка молодого режиссера Натальи Слащевой – увлекательный, изобретательный и веселый рассказ о том, как важно не забывать о простых радостях и своих мечтах, сохранять немного детский взгляд на мир и верить в себя. Поэтому не ждите, пока в ваших туфлях заведется таинственный/ая Ша-Ша и приходите в театр.
Для кого: для тех, кто давно не был в отпуске
Когда: 18 – 21 апреля, 11.00, 14.00
Где: Белорусский государственный театр кукол
Билеты: 5 бел. руб.