Меню

Новости

АрАрАт. Мнение

Смотрим «Свадьбу» с Пафнутием Кузюкяном

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение». Спектакль Купаловского театра в стиле саунддрама

Что смотрим

В 2009 году на сцене Купаловского театра московский режиссер Владимир Панков превратил чеховскую «Свадьбу», «сцену в одном действии», в диковинную для белорусского зрителя soundrama. Даже сегодня сложно сказать, произошло ли в результате этого превращения театральное чудо, но нерядовое для белорусского театра событие состоялось. К постмодернистским играм с текстом классика можно относиться по-разному, но «Вяселлю» Купаловского нельзя отказать в отсутствии мысли. Где-то тонко, а где-то жирными мазками в спектакле на чеховскую основу-холст наложены краски советского прошлого. Чего стоят только костюмы Змеюкиных, в которых узнаются декоративные настенные коврики.

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение». Спектакль Купаловского театра в стиле саунддрама

Выразительная форма, на первый взгляд довлеющая над содержанием, вопреки ожиданиям, не «забивает» актеров, а напротив, словно прожектором высвечивает тонкость их работы. Да и Чехов, которого вроде бы забыли пригласить на это «Вяселле», отчетливо узнается в финале спектакля, в фигурах Невесты и «генерала». Несмотря на то, что с 2009 года белорусский зритель «съел» не один пуд постмодерна, спектакль Владимира Панкова все еще способен удивлять. В том, все ли современные зрители готовы воспринимать вольное обращение с классикой, «Культпросвету» помогал разобраться Пафнутий Кузюкян.

kuziukyan
эксперт Пафнутий Кузюкян (Павел Кузюкевич) — музыкант, лидер проекта «Pafnutiy’s Dreams» (Грезы Пафнутия), музыкант оркестра Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

До спектакля

Признаюсь, в этом театре я в первый раз за долгое время. Вообще в белорусские театры хожу очень редко, поскольку сам работаю в одном из них. Но на гастролях бывал в театрах Зальцбурга, Цюриха, Мюнхена.

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение». Спектакль Купаловского театра в стиле саунддрама

Каких-то опасений перед спектаклем нет. Не знаю, что может вызывать опасения, если речь идет о Чехове и посещении Купаловского театра. Хотя я пока не видел такого спектакля по произведениям Чехова, который бы мне понравился. Правда, и видел я немного. (Смеется.) Только «Вишневый сад» в исполнении антрепризы, приезжавшей в Минск, и еще несколько постановок. Смотрел «Иванова» во МХАТе, очень атмосферный спектакль, но самое классное, что было в нем, — это Константин Райкин, который сидел в зале. (Смеется.)

После спектакля. Впечатление

Увиденное во время спектакля — словно сбывшийся страшный сон. Советская эстетика, которая влилась прямо в кровь, вызывает тягостные ощущения. И это связано с моим взглядом на то, какие функции должна выполнять культура. Жизнь и так заполнена советским наследием, и мне неприятно видеть на сцене намеки на то, что наша страна — это такие большие Ждановичи, где речь идет только о том, как бы и что повыгодней купить. Хочется, чтобы в театре было место более высоким материям. Надо хотя бы дать возможность поверить в то, что могут произойти какие-то положительные изменения.

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение». Спектакль Купаловского театра в стиле саунддрама

Постановка вызвала у меня отрицательную эмоцию. Но я понимаю: сам факт, что спектакль родил эмоцию, пусть и отрицательную, немаловажен. Я прекрасно понимаю и то, что подсознательно сравниваю его с теми спектаклями, которые мне удалось посмотреть в Европе, более близкими моей сущности. И это заставляет думать о толерантности. О том, что нужно принимать и такое искусство.

Плюсы

Если разбирать спектакль по частям, то можно сказать о нем много хорошего. Было несколько очень удачных и эффектных хореографических, пластических мизансцен. Мне очень понравился свет, то, как он работает. Хорошее визуальное решение, но, как мне кажется, красиво в театре должно быть априори. По крайней мере, мне в последнее время везло на красивое. Было много удачных сугубо театральных моментов, тонкие вещи, присущие именно театру как таковому. Например, момент, когда перышки из подушек кружатся в лучах света. Было ощущение театра, которое с детства приносило мне восторг.

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение». Спектакль Купаловского театра в стиле саунддрама

Понравился технический арсенал артистов, то, как они владеют голосом, телом, своим специфическим актерским инструментарием. Восторг вызывает работа актеров старшего поколения, исполнителей ролей Невесты (народная артистка Беларуси Зинаида Зубкова — прим. «Культпросвет»), грека (народный артист Беларуси Николай Кириченко — прим. «Культпросвет») и других. Им необязательно было даже говорить, они чудесно отыгрывали свои роли просто находясь на сцене. Впечатлил актер, исполняющий роль Жениха (Игорь Денисов — прим. «Культпросвет»). У меня возникло много параллелей с Петром Мамоновым. Он очень хорошо и естественно обыгрывал двуязычие спектакля, замечательной была и его пластика. Он вообще был крут.

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение». Спектакль Купаловского театра в стиле sounddrama

Один из самых положительных моментов, который меня удивил и порадовал в спектакле, — это оркестр. Музыкальный ансамбль был хороший, все было качественно по уровню исполнения и звуку. Отмечу, что звук в театре вообще сделан хорошо. Мне очень понравилась музыка, то, как она исполнялась. Все музыкальные темы были к месту.

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение». Спектакль Купаловского театра в стиле sounddrama

Было только два момента, которые меня смутили. По-моему, два раза были использованы фонограммные песни. Я понимаю, что в принципе на спектакле это возможно, но мне кажется, было бы гораздо лучше, если бы эти фрагменты принципиально отличались по звуку от живого исполнения, чтобы было понятно, что это фонограмма. Хотя я все-таки думаю, что запись использовать не стоило, эти замечательные музыканты прекрасно бы справились и без нее. Ведь они действительно сыграли очень хорошо. Трубач был великолепен, да и девочка, игравшая на виолончели, тоже. По моему мнению, это два самых ярких музыканта в спектакле.

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение». Спектакль Купаловского театра в стиле sounddrama

Вопросы

Мне претит превалирование внешней формы, внешних эффектов над внутренним содержанием и глубиной, а именно это я и увидел в спектакле. Но оговорюсь: я просто выражаю свое мнение как человек, который занимается музыкой и в принципе много думает об искусстве. Сама суперидея, глобальная концепция режиссера, мне неприятна.

Проведу параллель с музыкой. Задача исполнителя состоит в том, чтобы передать слушателю мир, который придумал композитор. Исполнитель не может ничего добавлять от себя, потому что «себя» не существует. Чем сильнее личность музыканта-исполнителя, тем лучше он сможет передать замысел композитора. А в этом спектакле, безусловно, есть настроение, есть автор, творец–режиссер, которому были интересны определенные темы, — но нет Чехова. Я не вижу связи с классическим автором и искусством.

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение». Спектакль Купаловского театра в стиле sounddrama

Есть ли в этом спектакле какая-то актуальность? Думаю, да. Но такой актуальности полно на телевидении, в интернете. А Чехов самодостаточен сам по себе, поэтому доказывать его актуальность таким образом — глупость. Конечно, в постановке должны присутствовать какие-то элементы современности, но и характер произведения должен сохраняться. Более чем уверен, что Чехов как интеллигентный человек, наверное, улыбнулся бы в ответ на это. Хотя кто я такой, чтобы предполагать, как бы повел себя Чехов?

В спектакле я видел очень много внешних раздражителей, но на мой взгляд, это постановка ни о чем. Она, безусловно, нескучная, не оставляет тебя безучастным, в ней есть много красивых моментов и находок. Но смысла я для себя не увидел.

Top