Меню

Новости

АрАрАт. Мнение

Смотрим «Сон в летнюю ночь» с Анной Бонд

 «Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей новой рубрике «АрАрАт. Мнение».

ArArAt_Top

Что смотрим

«Сон в летнюю ночь» У. Шекспира в Белорусском государственном молодежном театре — очередная фантазия Искандера Сакаева, настоящая фантасмагория, морок, в котором классический текст приобретает современное звучание, а неожиданный финал способен удивить даже искушенных театралов. Безобидная комедия с любовной неразберихой превратилась в историю об извечной борьбе мужчин и женщин, которая не может обойтись без жертв, а воздушные эльфы и феи — в воинственных созданий, активно практикующих восточные боевые искусства.

 

В том, может ли увлечь очередная интерпретация Шекспира современного зрителя, «Культпросвету» помогла разобраться Анна Бонд.

bond5_880_660
эксперт Анна Бонд — телеведущая.

Перед спектаклем

Я рада, что попала в театр, который долгое время был закрыт на реконструкцию, он очень впечатляет. Дизайн, естественно, похож на все наши театры после ремонта: те же гигантские хрустальные люстры, красивый паркет, мебель, камин, рыбки, рояль. Меня удивить сложно, но здесь я впечатлена. Думаю, что театр может идеально подойти для многих мероприятий. Здесь можно даже вручать какую-нибудь премию. Но самое главное, мне показалось, что Молодежный на деле даже более атмосферен, чем, например, театр Янки Купалы. Здесь есть легкость и душа, все работники улыбчивые и красивые. Правда, не понимаю, почему в буфете нет коньячка. (Смеется.) В моем понимании театр хорошо с ним сочетается.

Анна Бонд Сон в летнюю ночь Молодежный театр

Что касается спектакля, то мое отношение к Шекспиру и его комедии, безусловно, хорошее. Классика — она и есть классика, разве к ней можно придраться? Я знаю, что «Сон в летнюю ночь» ставили очень активно не только в драматических театрах. Был cоздан ряд балетов, оперных спектаклей. Пьесу я не видела ни в каком варианте. Но поскольку существует множество постановок «Сна в летнюю ночь», мне любопытно посмотреть, как она будет осмыслена режиссером, будет ли в спектакле виден отпечаток какой-то «советскости».

В антракте

Мое первое впечатление — это ассоциации с фильмом Mad Max. Я могу его назвать фильмом-аттракционом. Так вот, «Сон в летнюю ночь» можно считать спектаклем-аттракционом. Он захватывает своим действием, заставляет быть причастным. Мне очень понравилось, что в нем есть близкий контакт актеров со зрителем.

Впечатляет и игра артистов. Они почти все молодые, но им можно верить, в их исполнении нет наигранности и искусственности, как и стремления тянуть одеяло на себя. У всех есть настроение: видно, что актеры болеют за общее дело. Мне даже любопытно, где эти ребята играют еще, хочется прийти и посмотреть на них в других спектаклях.

Анна Бонд Сон в летнюю ночь

Интересно решен образ Шекспира. Приятно, что в его роли выступает девушка (Татьяна Новик — прим. «Культпросвет»). Мне кажется, присутствие этого персонажа — очень хорошая и оригинальная находка режиссера.

И еще один любопытный момент: во всех героях я вижу своих знакомых, это абсолютные типажи.

При минимализме сценографии присутствия актеров вполне достаточно, чтобы создать постоянное движение и заставить зрителей его ощущать. Эффект эха, который используется в спектакле, помогает создать ощущение особого пространства, заставляет поверить, что действие происходит в лесу, хотя на сцене из декораций и реквизита находится только один ящик.

Сон в летнюю ночь Шекспир - Татьяна Новик

Сон в летнюю ночь Молодежный театр Режиссер Искандер Сакаев

В спектакле очень отчетливо прослеживается милитари-тематика, начиная с костюмов, напоминающих военную униформу, и заканчивая элементами боевых искусств. Но все это выглядит не агрессивно, а очень органично. Мне кажется, что введение элементов боевых искусств, палок, которые явно используются в спектакле и как фаллические символы, подчеркивает борьбу мужского и женского. Присутствует здесь и момент психоделики, есть какая-то мистика, что абсолютно естественно, ведь любовь — это на самом деле состояние истерики и агонии. Когда человек любит, он боится потерять любимого, хочет обладать им, завоевать. И это все очень ярко отображено в спектакле.

Анна Бонд Сон в летнюю ночь Молодежный театр

Не могу не отметить иронию и юмор «Сна в летнюю ночь». Здесь нет претензии на что-то высокопарное. Наоборот, все максимально приближено к простому человеку. Спектакль уютный, добрый, интересный. В нем нет затянутости, есть постоянное движение, а это самое важное, чтобы зритель не заскучал.

После спектакля

Мне все понравилось. Довольно часто спектакли бывают затянутыми или утомительными, но «Сон в летнюю ночь» не такой. В нем чувствовалась динамика, хорошее настроение, все было прекрасно. Актер, исполняющий роль Флейты и Фисби (Иван Щетко — прим. «Культпросвет»), наверное, самый комичный образ в постановке.

Сон в летнюю ночь Молодежный театр Режиссер Искандер Сакаев

Хочется также отметить замечательное пластическое решение и свет. Обращает на себя внимание и такой режиссерский ход: время от времени в речи героев пробивался белорусский язык, и это звучало очень приятно.

Что касается спектакля в целом, вольной интерпретации классики и использования монтажа, то я здесь не вижу ничего страшного. Режиссер всегда прав. В театре, как и в кино, бывает удачная и неудачная интерпретация произведения, но очевидно, что здесь у постановщика все получилось: с его концепцией и видением материала все в порядке. Для неподготовленного зрителя, который не читал комедию, главное — купить программку, чтобы по ходу лучше воспринимать происходящее.

Сон в летнюю ночь Молодежный театр Режиссер Искандер Сакаев

В спектакле я бы выделила две основные темы. Во-первых, это тема любви, которую можно развивать бесконечно. А еще, как мне кажется, большой акцент здесь сделан на снах.

Режиссер достаточно неплохо показал и роль женщины в современном мире. Например, в образе Шекспира есть отчетливая андрогинность. На мой взгляд, это связано не только с тем, что, как мы знаем, в свое время женщины не имели права играть в театре и все роли исполнялись мужчинами. Режиссер здесь обратил внимание и на то, что женщина сегодня — универсальный продукт, она может все. Она все меньше и меньше играет свою роль в традиционном понимании. В спектакле есть момент, когда женщина понимает, что она сама должна что-то предпринимать по отношению к мужчине, действовать по принципу «Если мужчина тебе нужен – иди и возьми его».

Сон в летнюю ночь Молодежный театр Елена - Анастасия Соловьева Димитрий - Дмитрий Богославский

В этом контексте и финал мне кажется целиком гармоничным и естественным. Честно говоря, я предполагала, что ящик на сцене — это своего рода гроб, в который, возможно, затолкают Шекспира, но оказалось, что нет. Концовка мне не показалась жесткой. Я себе сразу же задала вопрос: что находится в мешках у героинь, головы или сердца? И до сих пор думаю. Вполне может быть, что и сердца, ведь достать сердце — значит забрать его себе, «достать» любовь из мужчины. В любом случае — аплодисменты дамам и актерам театра.

У меня нет никаких замечаний. Вы же слышали последние фразы: «Мы актеры, не судите нас строго. У каждого свой сон и у каждого свое восприятие».

Анна Бонд Сон в летнюю ночь Молодежный театр

Я получила огромное удовольствие от спектакля. Испытаны все эмоции и чувства, поэтому если у вас плохое настроение, то непременно приходите и смотрите «Сон в летнюю ночь».

Top