Что смотрим
«Паяцы» Руджеро Леонкавалло — один из самых известных примеров веристкой оперы, созданный в конце XIX века. Произведения веристов отличала ориентация на показ подлинных чувств, реалистичные сюжеты и создание образов, близких современникам. В «Паяцах» таким сюжетом стала трагедия бродячих артистов, ворвавшаяся со сцены в реальную жизнь и оттого еще более поражающая зрителя.
В Большом театре Беларуси постановку «Паяцев» осуществил Михаил Панджавидзе, который выступил также в роли сценографа, собрав в спектакле элементы декораций из других своих постановок и наполнив его узнаваемыми самоцитатами. Действие оперы режиссер перенес из калабрийской деревушки 1860-х годов в современность, сосредоточился на демонстрации изнанки театрального мира и буквально обнажил сцену, позволяя зрителям подглядеть за лишенными внешнего блеска буднями артистов.
Для Большого театра «Паяцы» Панджавидзе стали одной из самых экспериментальных и в чем-то эпатажных постановок, ведь не так часто в опере хористы находятся в зале и сидят рядом со зрителями, театральные штампы откровенно высмеиваются, а главный герой, вопреки либретто, усеивает сцену трупами.
В том, удался ли эксперимент и насколько современен такой подход к интерпретации классики, «Культпросвету» помогали разобраться Александр Алексеев и Олег Лукашевич.
гость Александр Алексеев, соавтор проекта «Наследие Беларуси»
гость Олег Лукашевич, соавтор проекта «Наследие Беларуси»
Олег: К юбилею театра мы делали большой фильм об истории белорусской оперы и в 2012 году отсмотрели все постановки, которые были в его репертуаре на тот момент. «Паяцев», поставленных в 2014 году, мы не видели. К сожалению, из-за частых разъездов в наш театр попасть удается довольно редко, чаще получается сходить в «Grand Op?ra», чем в свой Большой. Но среди его постановок, безусловно, у нас есть любимые.
Перед спектаклем
Александр: Мы любим свой театр и с удовольствием ходим на новые постановки и гастрольные выступления. Когда мы работали над фильмом об истории оперы в Беларуси, то делали ставку на первоисточники, много общались с артистами, которые прошли путь практически от основания Оперного театра и помнят, как развивалось и трансформировалось оперное искусство, как ставилась классика, как появлялись национальные оперные спектакли. Поэтому сейчас нам очень интересно, чем живет современный театр.
Мы думаем, что время не стоит на месте и наш театр развивается, а оперное искусство приобретает новые краски. Что касается «Паяцев», то надеемся увидеть что-то интересное, открыть для себя знакомое произведение с новой стороны.
Эксперимент vs традиция
А: Есть очень тонкая грань между классическим подходом к прочтению оперного произведения и стремлением обновить спектакль, которое может свести постановку к простой картинке, которую можно увидеть где угодно. Очень важно, чтобы зрители не потеряли глубину классической мысли, заложенную в музыке. Но чтобы произведение жило и было востребовано, оно должно говорить на современном языке.
То, что я сегодня увидел, это классическая итальянская опера, которую пытаются донести до публики современным языком. Сюжет практически не изменен, но все декорации и антураж сориентированы на сегодняшнюю жизнь.
Отношения между людьми не меняются веками. Наверное, поэтому в «Паяцах» режиссура направлена на то, чтобы положить классику на современные рельсы. Скорость смены декораций, планов, большое количество подвижных элементов и динамика сцен, например, связаны с быстрым ритмом сегодняшней жизни. Эти изменения, с одной стороны, поддерживают внутреннее развитие действия внешним, а с другой — направлены на удержание внимания зрителей.
В спектакль вводится элемент интерактива. Герои появляются, выходя из зрительного зала, то есть публику пытаются ввести в пространство постановки. В этом я вижу попытку объединения зрителей и актеров, стремление режиссера показать, что мы все — участники одного события. И это не противоречит первоначальной идее «Паяцев». Если прочесть либретто, то можно заметить, что основная его мысль была в том, что драматургия отношений людей и актеров на сцене — это одно и то же. И второе действие оперы выявляет эту идею. Все, что сделано режиссером в спектакле, подводит к этому.
О: В «Паяцах» изначально заложены вечные темы: любовь, предательство, измена, ревность. Эти темы и чувства, что в X веке, что при Шекспире не трансформируются, они свойственны и нам, современным людям. Другое дело, что изменяется отношение к ним, их определение. Так, например, еще в начале прошлого века супружеская измена воспринималась очень серьезно, за это даже казнили, а в наше время к ней относятся достаточно обыденно. Сегодня мы можем смотреть оперные спектакли на лучших европейских сценах, и они показывают, что театральное искусство не должно замыкаться во временных рамках, заданных воплощаемым произведением.
Оно должно адаптироваться к тем потребностям, которые существуют в современном мире, к тому, что требует зритель — главный содержатель театра. Такие обновленные спектакли, как «Паяцы», в которых изменено время действия и внесены коррективы в либретто, существуют очень давно. Это абсолютно не новинка и было актуально 20 лет назад.
Режиссерский почерк
О: В «Паяцах» чувствуется почерк и стиль Михаила Панджавидзе. Он всегда делает спектакли с масштабом. Все постановки, которые он осуществил на нашей сцене — «Набукко», «Аида», «Седая легенда», — масштабные и техничные, по ним можно сразу же определить возможности обновленной сцены театра.
Что касается изменений в либретто и отдельных несколько откровенных и жестких сцен, то, возможно, режиссер таким образом хочет привлечь публику в театр. Мы знаем, что оперное искусство менее популярно, чем балетное. На балет ходит больше людей, чем в оперу, так в нашей стране сложилось. До восприятия оперы все же нужно дорасти, это действительно высокое искусство, которое могут понимать только избранные люди — высокообразованные.
А: У каждого режиссера есть свой почерк, и какие бы спектакли он ни ставил, мы всегда найдем его элементы, идеи в этой постановке. Это как художник, который пишет картину. Даже по мазкам независимо от сюжета мы можем определить, что это именно его полотно.
Наш оперный театр имеет три ярко выраженных периода. Его появление, когда он выходил из магнатских дворцов, советский период и современный. Очень важно помнить, что можно всегда с критикой подходить ко многим вещам, но не нужно забывать: мы молодая независимая страна и у нас молодой независимый театр, который ищет собственное лицо.
Проблемы
О: К сожалению, пока в своих экспериментах мы опаздываем по сравнению с Европой на десятилетия. Я думаю, что дело здесь не в страхе режиссеров, а в ограничении средств. Поэтому нужно отдать должное, что такой дорогостоящий спектакль, как «Паяцы», появился на нашей сцене.
Но сегодня очень важно для театра иметь звезд. Я помню, как меня впечатлило, когда я впервые увидел минималистскую постановку «Травиаты» с Анной Нетребко (Зальцбургский фестиваль, 2005 год — «Культпросвет»). А ведь в нашем театре тоже есть звезды: Оксана Волкова, Анастасия Москвина, Юрий Городецкий, Илья Сильчуков. У нас были прекрасные исполнители: Зиновий Бабий, Светлана Данилюк, Мария Гулегина — это ярчайшие бриллианты, ни с чем не сравнимые голоса. Ведь одно дело петь профессионально, а другое — когда голос заставляет ощущать дрожь. Хочется, чтобы на нашей сцене появлялись такие ярчайшие звезды.
А: Существующие проблемы, безусловно, вызваны и финансированием, и системой. Опоздание и отсутствие новых идей, которые мы наблюдаем, вызваны тем, что мы варимся в своем соку. А чтобы создавать что-то новое, надо ездить, смотреть, сравнивать, понимать, как мы можем реализовать ту или иную идею с учетом наших возможностей и восприятия. Когда мы сможем учесть международный опыт, тогда у нас и появятся какие-то самобытные идеи, которые можно будет предложить миру.
О: Режиссеры, артисты и техперсонал должны ездить и смотреть лучшие образцы оперного искусства, должен происходить обмен, чтобы люди знали, что можно поставить спектакль в белом кабинете и просто вывести на сцену исполнителя уровня Анны Нетребко, который «положит» всех. И не нужно никаких технических изысков. Потому что зритель идет на звезду, на актера. А техническое насыщение — это дело второстепенное. Понимание этого я бы хотел пожелать театру.
Для кого
О: Я считаю, что в этой постановке нет никаких ограничений.
А: Любовь и ревность — чувства, не чуждые любому человеку, мы все их испытываем. В спектакле кто-то, возможно, найдет для себя что-нибудь новое.
Зачем смотреть
О: Для собственного развития, чтобы знать, чем живет театр. И конечно, нужно учитывать, что премьера «Паяцев» была в 2014 году, и тогда постановка, возможно, выглядела свежо и ново.
А: Мы обязательно должны смотреть свои спектакли и ходить в свой театр, потому что мы тоже влияем на него. Когда мы знаем, какие постановки у нас идут, когда у нас есть свое точное отношение к этому и точное мнение, которое мы выражаем, театр тоже может трансформироваться. Тем более «Паяцы» — спектакль по своей сути классический, он демонстрирует классическую драматургию, глубина чувств, заложенная итальянскими оперными классиками, в нем все равно присутствует, поэтому смотреть его стоит.