Меню

Новости

АрАрАт. Мнение

Смотрим «Любовь людей» с Николаем Рудковским

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».

Спектакль

Что смотрим

Современная белорусская драматургия на отечественной сцене гость не слишком частый — за исключением Республиканского театра белорусской драматургии, который его собственное название обязывает активно ставить свое, родное. А потому неудивительно, что именно в этом театре была поставлена одна из самых успешных пьес молодого драматурга Дмитрия Богославского «Любовь людей».

В прочтении художественного руководителя театра Александра Гарцуева пьеса «из жизни в преддверии зимы и ожидании лета» превратилась в «пасялковую меладраму пасярод 70-х», в своего рода триллер. Лирика советских музыкальных композиций соседствует в этом спектакле с шумным весельем танцплощадки, юмор –– с мистикой, а безысходность — с надеждой.

В том, какая же она, белорусская «Любовь людей», «Культпросвету» помогал разбираться Николай Рудковский.

рудковский
гость Николай Рудковский — драматург, режиссер, актер, сценарист, радиоведущий.

Перед спектаклем

Ожидания у меня самые светлые. Надеюсь, будет очень интересный спектакль, потому что пьеса «Любовь людей» действительно хорошая. На нее сразу все обратили внимание, а про Дмитрия Богославского узнали сначала во всем СНГ, а потом уже и за его пределами. Где ее только не ставили!

Дмитрий Богославский — один из лучших представителей современной белорусской драматургии. Мне импонирует, что это человек из театральной среды, у которого есть профессиональный опыт не просто отчужденного литератора. Он своими ногами прошел площадку от первой репетиции до премьеры, понимает, как выстраивается конфликт, сквозное действие, как выписывать характеры, как они будут развиваться. Для меня он профессионал. Плюс он как драматург не пишет все время в одном стиле и жанре, он их изменяет. У него появляются другие сюжеты, ходы, и это тоже мне импонирует, потому что он меняется и каждый раз ищет что-то новое.

Спектакль

Я очень рад, что его пьесу «Любовь людей» поставили в РТБД. Это один из молодых по духу театров, в нем, хоть и с опозданием, но все равно быстрее, чем в академических театрах, принимаются и осуществляются новые постановки.

Несмотря на то, что это пьеса написана молодым автором, взгляд на многие вещи в ней взрослый, поэтому мне интересно, как ее будут трактовать люди с опытом. Тем более режиссер Александр Гарцуев переносит действие в 1970-е годы, а это любопытное решение.

В Интернете я видел фото и видеозаписи многих постановок «Любви людей» — и все они друг на друга похожи. Это деревянные декорации и какая-то дремучая деревня. Например, осенью в Минск привозили спектакль киевского Молодого театра, в котором тоже было использовано дерево. Это хорошая постановка, но ее стилевое решение вызывало некоторые вопросы. Спектакль, поставленный в РТБД, судя по фотографиям, яркий, музыкальный. Это 70-е с их атмосферой. Скорей всего, нас ждет другое, совершенно неожиданное решение.

Спектакль

Впечатления

Я считаю, что с пьесой должны происходить какие-то изменения в режиссерском прочтении. Иначе я бы смотрел все время один и тот же спектакль, будь он поставлен в Киеве или Улан-Удэ. А каждый раз смотреть одно и то же неинтересно. Хочется увидеть именно то, каким образом режиссер прочел пьесу, иначе какой тогда смысл вообще ходить в театр. Ведь после прочтения текста у меня уже есть своя картинка, а в театр я иду, чтобы увидеть, что нового из пьесы извлечет режиссер, как будут представлены актерами те или иные герои. Кстати, в этой постановке хочется отметить удачные работы молодых актеров с курса Зои Белохвостик Анны Семеняко (Люся), Артема Куреня (Коля), Андрея Новика (Сергей), Марата Войцеховича (Иван), Гражины Быковой (Настя).

Спектакль

Когда я узнал, что действие в спектакле будет перенесено в 1970-е, я подумал, что это интересный прием, и оказался прав. Пьеса подходит к этому времени. Как мне кажется, то, что происходило в советском обществе с людьми в годы застоя, очень похоже на то, что сейчас происходит в белорусском и российском обществе. Всплеск 1990-х – начала 2000-х прошел — и все опять вернулось на круги своя. Общество разделилось, и большая его часть оказалась в застойной тиши. В провинции такая же беспросветная тоска. Люди все так же пьют, страдают и не знают, чем спастись. Или любовью, или алкоголем. Им остается только петь, пить и плакать. Лично для меня вся прелесть этой постановки и режиссерской задумки заключается в том, что, по сути, это не перенос действия в 70-е, это 70-е годы вернулись к нам.

Спектакль

У спектакля спокойный философский ритм. Наверное, это как раз и подчеркивает царящий застой: все течет медленно-медленно, иногда с субботне-воскресными плясками на деревенской дискотеке. Александр Гарцуев погружает нас в мистику, в атмосферу спектакля очень мягко, но это его право, у каждого режиссера свой темпоритм, свое видение материала. Одни погружают быстро, а здесь такой минор. Второй акт, по-моему, вообще был решен на метафизическом уровне в хорошем смысле слова. Это жуткое, но приятное опустошение, когда все комедийное ушло, растворилось. Во втором действии становится понятно, почему все так медленно и философски начиналось.

Спектакль

По эстетике это, конечно, абсолютно белорусский спектакль. Здесь нет какого-то новаторства в режиссуре, пластике, театральном языке. Это традиционная постановка, но при этом не нафталиновая и не иллюстративная, а именно это самое страшное и плохое, что может быть в театре.

Хардкор?

Когда пьеса «Любовь людей» только появилась, у меня вызвало удивление, что у очень многих российских критиков, не передовых, конечно, и у чиновников было какое-то отторжение, мол, что это за пьеса, где убивают, скармливают свиньям и так далее. Такие утверждения выглядят довольно странно, потому что для меня это мягкое произведение, в котором все абсолютно оправданно.

Спектакль

Это не шекспировские страсти, а очень точно показанная жизнь — такой, какая она есть. На российском телевидении в рамках программ вроде «Говорим и показываем», в которых все намного ужаснее, кровавее и страшнее, телевизионные разборки идут каждый вечер буднего дня, и это считается нормальным, а в пьесе гораздо менее агрессивные моменты удивляют некоторых.

Спектакль

Сглаженность в подаче этих моментов в постановке РТБД, возможно, связана с тем, что Александр Федорович (Гарцуев — прим. «Культпросвет») не хотел, чтобы у публики какие-то эпизоды вызывали шок. Наоборот, скорей всего, здесь было желание объяснить все мягко, чтобы особо эмоциональные зрители не чувствовали отторжения, глядя на поступки героини Люси, а понимали, что у нее был только единственный способ выйти из ситуации.

Думаю, хорошо, что в спектакле не было особых истерик и пароксизмов, хотя страстей можно было бы и накрутить. Не люблю сравнивать, но в киевском спектакле было очень много юмора, получилась чуть ли не комедия, а в постановке Александра Гарцуева больше размышлений и грусти.

1G8A4280

Зачем смотреть

Мне надоело обсуждение того, что нашему зрителю надо приходить в театр развлекаться и смеяться. Уже набило оскомину утверждение, что для того, чтобы сделать кассу, люди должны хохотать. Это все неправда. Люди уже насмеялись и поняли, что надо встряхнуться и начать ходить в театр не на «Кривое зеркало» Петросяна, которого и по телевизору полно, а чтобы получать совершенно другое.

Мы докатились до того, что люди просто перестали ходить в театр по той причине, что в нем не идет ничего, кроме глупых и пошлых комедий. Поэтому, наверное, только в Большой театр зрители ходят постоянно, там практически всегда аншлаги. В опере и балете есть драматизм, переживания. А людям нужны сильные эмоции, и если их не может дать драматический театр, то эту задачу выполняет классическая музыка.

Спектакль «Любовь людей» способен дать такие эмоции. Я заметил, что у Димы Богославского в пьесе много чеховских аллюзий, пусть это и начало XXI века. Мы по-прежнему не в тех влюбляемся, не так живем, не на тех женимся и не те нас любят. И при этом мы ничего не делаем, чтобы что-то изменить. «Любовь людей» — это настоящая мелодрама, и ничего ругательного в данном случае это определение не несет.

Спектакль

Нашим театрам, в принципе, надо ставить больше белорусской драматургии, подогревать к ней интерес. Иногда в минских театрах идут спектакли российских и зарубежных авторов, на которых я сижу и вообще не понимаю, зачем это поставлено. Я не могу проецировать этих героев на себя, сопереживать им. На таких спектаклях складывается ощущение, что это какой-то музей привез что-то чужеродное, чтобы мы просто могли увидеть это и забыть. В репертуаре таких постановок быть не должно. Надо ставить спектакли, которые будут вызывать отклик у белорусского зрителя, и неважно, будет это белорусская классика или современная драматургия.

рудковский

Для кого

Я бы посоветовал постановку тем, у кого есть родители, которые любят смотреть программы Малахова, НТВ и прочие похожие продукты. Лучше купите им билеты в театр, они с удовольствием посмотрят этот спектакль. Не могу рассуждать за 20-летних и точно сказать, как они воспримут постановку, но думаю, что для них просмотр «Любви людей» тоже оказался бы интересным опытом. А вместе с тем и предупреждением, чтобы они не превратились в таких же героев через 5–10 лет.

Top