«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».
Что смотрим
Камерная сцена Купаловского театра с момента своего открытия стала площадкой для экспериментов. В декабре 2015 года на ней состоялась премьера постановки молодого режиссера Елены Ганум «Шабаны» по одноименному роману Альгерда Бахаревича.
Спектакль лишен многомерности первоисточника: магистральной в нем является история Софии, молодой женщины, у которой пропадает муж. А философские пассажи о Шабанах в сильно сокращенном виде и тема эмиграции только иногда проблескивают в ткани этой истории, внезапно приобретающей романтический характер. Узнаваемые персонажи-типажи, вызывающие приступы смеха, сцены, в ярких красках живописующие «шабановский» быт, гротеск и абсурд в постановке Елены Ганум доминируют над размышлениями о загадочном месте, которое существует на границе между реальностью и небытием.
В том, что же такое «Шабаны» как спектакль и как явление, «Культпросвету» помогал разобраться Алексей Садовой.
гость Алексей Садовой — бизнесмен, ресторатор.
Перед спектаклем
В театр я хожу нечасто. Мой последний поход, кажется, был в Москве. Это был показ балета The Great Gatsby («Великий Гетсби») в Crocus City Hall три-четыре месяца назад — сочетание современной хореографии и классического танца по мотивам известного романа.
В белорусские театры я практически не хожу, скажу откровенно. Последнее, что могу вспомнить — выступление Skvo`s Dance Company. Мне очень нравится их творчество. Чаще всего посещаю гастрольные выступления — по крайней мере, стараюсь это делать.
В Купаловском театре в последний раз я был, наверное, еще школьником, когда решал вполне практическую задачу: посмотреть спектакль по школьной программе, чтобы не читать книгу. (Смеется)
Сегодня от спектакля я ничего не ожидаю. На предложение посетить постановку согласился, поскольку театр находится рядом с моей работой и это прекрасный повод встретиться с подругой. (Смеется) Об Альгерде Бахаревиче я ничего не читал и о его романе «Шабаны» ничего не знаю. Хотя название и романа, и постановки, конечно, интригует.
Впечатления
Начну с того, что я не знал о существовании такой сцены в Купаловском театре, она сама по себе меня поразила. Маленькая, камерная — это первое яркое впечатление. Она определила и самое ценное в сегодняшней постановке — эффект присутствия, это был почти интерактив. Актеры стоят настолько близко к тебе, что смотрят практически прямо в глаза. И эта близость очень привлекает, это здорово. На «Шабаны» стоит сходить хотя бы для того, чтобы прочувствовать эту сцену. Это что-то необычное.
Очевидно, что сцена диктует и некоторые особенности постановки, в которой нет фронтальности, а актеры работают с большой отдачей. Нужно сделать комплимент их игре. Соседка абсолютно сумасшедшая в хорошем смысле этого слова актриса (Юлианна Михневич), также прекрасны пьяница-сосед (Дмитрий Тумас) и учитель (Игорь Петров). Это, на мой взгляд, самые яркие персонажи. Главная героиня (Кристина Дробыш) — симпатичная талантливая девушка — я это отметил и оценил. (Смеется)
Нашего главного, но при этом отсутствующего на сцене героя по фамилии Симоненко мы так и не дождались. Вначале было ожидание какой-то остросоциальной бытовой драмы, но оказалось, что постановка не об этом. Спектакль держит, в нем есть частая смена эпизодов, хороший ритм. Он смотрится почти на одном дыхании, и здесь хронометраж в полтора часа идеален. Отлично, что спектакль идет без антракта. Когда действие прерывается, мне, например, требуется потом какое-то время чтобы опять в него погрузиться, настроиться. А погружение в атмосферу этого спектакля случилось практически сразу. Помог и приглушенный свет, и правильно расставленные акценты: несколько световых пятен на сцене, белый холодильник, белая скатерть.
Хочу отметить следующее. Всегда чувствуется, когда автор хорошо владеет словом. Я для себя всегда это выделяю и ценю. И сегодня у меня возникло желание прочитать роман, потому что литературные приемы, которые использует автор, меня зацепили. Чувствуется, что он мастер. Я сидел на спектакле и думал, что белорусский язык удивительно красивый.
Метафоры «Шабанов»
Самый громкий и впечатляющий для меня фрагмент в спектакле — ремонт. Вообще метафора ремонта меня очень впечатлила. Часто говорят, что представительницы прекрасного пола, когда им хочется что-то поменять в жизни, меняют прическу. Мужчины в таких случаях, наверное, делают ремонт. (Улыбается)
Это своеобразная перестройка себя. Есть такая стратегия: сначала мы меняем свое окружение, то, что нам подвластно, а это, может так статься, окажется квартирка в панельном доме. А потом плавно переходим к переменам в себе. На этой сцене в спектакле я улыбнулся и подумал: «Пожалуй, пойду-ка я и сделаю ”ремонт” внутри себя. Перестану чего-то ожидать и начну наконец жить». На такие размышления наталкивает этот образ.
Если говорить о Шабанах, то здесь все гораздо сложнее. В этом районе я был исключительно проездом и, будучи жителем Минска, не имею никакого представления о нем, кроме того, которое было мне навязано, а это свойственные большинству стереотипы. Что я представляю себе, когда речь идет о Шабанах? Спальный район со средоточением серых панельных девятиэтажек, которые смотрят окна в окна, с вечно заставленными дворами, в которых невозможно проехать, мусором, который забывают забрать, соседним гастрономом с обязательным винно-водочным отделом и соответствующей харизматичной публикой.
На сегодняшний день «Шабаны» — уже иносказательное слово. Не хочу выражаться, но в понимании большинства — это дыра. Когда мы говорим о Шабанах, мы говорим о неком богом забытом уголке, в котором люди не люди, жизнь не жизнь, но при этом все это находится рядом, все знают, как туда добраться. На 55 автобусе, если верить автору романа.
В спектакле было десять героев, и каждый из них в начале и в финале постановки озвучивал какую-то особенную грань, значение Шабанов. Я бы выделил сейчас только одно из них.
Я сам родился в Барановичах, небольшом провинциальном городке, в то время, когда Советский Союз уже был в агонии. И я хорошо помню драки между районами и некоторые другие колоритные моменты, которые упоминаются в спектакле. Все это присутствовало в моем детстве, хотя по большому счету я наблюдал за происходящим со стороны. (Улыбается) Пойти в халате и тапочках в соседний магазин — почему нет? Это же «наш» магазин!
Шабаны — это абсолютно универсальное явление. Они есть в Киеве, Москве, Дели — в каждом городе и стране. Это тот случай, когда имя собственное стало метафорой. Отнести это название просто к неблагополучному району нельзя. Это явление не связано лишь с уровнем жизни, это некий эквивалент менталитета. Это нечто сюрреалистическое, какое-то место, которое находится рядом, но при том совершенно непознанно. У него своя самобытная жизнь, культура и при этом — отсутствие жизни и культуры. То есть это некий феномен, о котором интересно даже просто задуматься. И еще это повод задуматься о мире, в котором мы живем: который так близко и так далеко, в котором обыденное, бытовое похоже на миф и художественный сарказм, где мы смеемся над тем, над чем другой горько плачет, и все что вас отделяет — с десяток остановок 55 автобуса.
Для кого
Если говорить о возрастном цензе для «Шабанов», то он есть на афише, а так по большому счету его можно рекомендовать всем, любому думающему человеку. Сегодня на спектакле, например, была очень разная публика: и люди постарше, и совсем молодые. Вот тем, кто живет в Шабанах, наверное, здорово было бы посмотреть на себя со стороны, ведь так можно даже прозреть. Только учтите, что с чипсами и пивом это не получится.
Зачем смотреть
Для чего мы ходим в театр, кино, на какие-то развлекательно-увеселительные мероприятия? Для получения эстетического удовольствия. В «Шабанах» можно посмотреть на хорошую игру актеров и открыть для себя хорошего автора. В послевкусии от просмотра есть не просто ощущение временного забвения на спектакле, это не просто красиво и вкусно. Спектакль оставляет после себя пару хороших мыслей, желание думать и ощущение не зря проведенного времени.