Меню

Новости

АрАрАт. Мнение

Смотрим «12 стульев» с Анастасией Шпаковской

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».

Что смотрим

Остап Бендер бессмертен и не просто бессмертен, а живет среди нас, все также рассекая по улицам в белых брюках и мечтах о Рио-де-Жанейро. В этом убеждена команда театра «Территория мюзикла», презентовавшая около года назад премьеру мюзикла-мистификации Геннадия Гладкова «12 стульев».

Герои хрестоматийного произведения в постановке Анастасии Гриненко пропагандируют занятия айкидо и не выпускают из рук смартфоны, заветные стулья хранятся в музее мебели, вынужденном отправить их на аукцион из-за «наезда» рейдеров, а вместо «Женитьбы» Гоголя ставят «бриллиантовый детектив» о Бендере. В последнем, к слову, с легкостью узнается Кончита Вурст. В этих реалиях, имеющих мало общего со временем создания романа, Великий комбинатор вместе с Кисой выглядят очаровательными авантюристами-романтиками, вызывающими улыбку.

12 стульев Территория мюзикла

Динамичный, яркий, возможно, в чем-то бесхитростный спектакль привлекает своей искренностью и, конечно, литературной основой, давно разобранной на цитаты, но не потерявшей своей остроты и, по-прежнему, способной заставить смеяться любого.

Возможно ли, а главное, нужно ли дословно переносить хрестоматийное произведение на музыкальную сцену «Культпросвету» помогала разобраться Анастасия Шпаковская.

Анастасия Шпаковская
эксперт Анастасия Шпаковская — актриса, лидер группы NAKA.

Роман И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» — произведение, безусловно, известное и нашумевшее. Мне кажется, что режиссер, который берется за постановку такого плана произведений, немножечко рискует, потому что у всех уже есть определенные стереотипы относительно того, как это должно выглядеть. Мы сразу вспоминаем Андрея Миронова, хотя мне Сергей Юрский в роли Остапа больше по душе.

Перед спектаклем

На мой взгляд, «12 стульев» это очень актуальное произведение. Через его призму мы смотрим на сегодняшние жизненные ситуации. А жажда наживы, денег, авантюризм разного плана в различных сферах своей актуальности в современном мире не только не теряют, но и наоборот. Поэтому мне кажется, что это очень нужная тема и произведение.

Анастасия Шпаковская, 12 стульев театра Территория мюзикла

О театре «Территория мюзикла», я, конечно, знала. Знаю, что «12 стульев» это не первая их постановка, что ребята кроме спектаклей делают различные концерты. Думаю, что такой театр в Минске нужен. Есть определенная аудитория, которой будут интересны их постановки.

Ожидания перед спектаклем у меня самые позитивные, потому что ребята из «Территории мюзикла» — это очень талантливая команда. Надеюсь, они смогли в сложной театральной форме мюзикла передать ту иронию, которая есть у Ильфа и Петрова, красочность и многогранность юмора их произведения, сделать его актуальным.

12 стульев театр Территория мюзикла

Режиссура

В этом спектакле режиссера (Анастасия Гриненко — «Культпросвет»), конечно, больше, чем Ильфа и Петрова. Но я бы не хотела оценивать, хорошо это или плохо. Ильф и Петров мюзикл не писали. Поэтому надо четко понимать: если мы идем смотреть мюзикл, то мы идем смотреть мюзикл, а если мы хотим прочитать роман «12 стульев», то мы берем книгу и читаем.

12 стульев театр Территория мюзикла

Меня абсолютно не смущает перенос времени действия, но обратила на себя внимание такая деталь. Когда ребята поют о России, они рассчитываются белорусскими купюрами. Я так понимаю, что Анастасия Гриненко, возможно, хотела таким образом сблизить территории, показать, что деньги ничего не стоят. Но это несоответствие меня немного смутило.

Хотя с другой стороны, мюзикл — это не драматический театр, где все должно иметь смысловую нагрузку, а совершенно другая форма. В мюзикле все ярче, азартнее, в нем должны быть крутые песни, крутые танцы и горящие глаза исполнителей, которые замечательно поют и хорошо двигаются. В «12 стульях» все это есть.

12 стульев театр Территория мюзикла

Музыка и вокал

Ребята настолько хорошо поют, что я не обращаю внимания на аранжировки, которые, на мой взгляд, немного из прошлого века. Актеры очень стараются и выглядят такими молодцами, что это позволяет воспринимать музыку как абсолютно актуальную. Все мелодии красивые, понятные, слова доступные.

Я считаю абсолютно нормальным, что спектакль идет без живого оркестра. На Бродвее я смотрела «Чикаго», и некоторые номера там шли с оркестром, а некоторые исполнялись под минус. В этом нет ничего плохого. Сольные номера ребята в «12 стульях» исполняют вживую, а это главное условие мюзикла, и оно соблюдено.

Хореография

Хореография Дмитрия Якубовича, как всегда, сделана стильно и выдержано. Можно, конечно, пожелать ему смелее экспериментировать над своим и чужими телами. Но все выполнено в одном стиле, нет ничего, что мешало бы, выбивалось, все находится в одной плоскости. Чувствуется, что именно Якубович здесь хореограф-постановщик.

12 стульев театр Территория мюзикла

Герои

В Остапе Бендере в исполнении Дмитрия (Якубовича — «Культпросвет») мне немножко не хватало каких-то актерских штучек. Но я искушенный зритель, а он настолько здорово поет и танцует сам по себе, что просто вышкой было бы требовать от него еще и какого-то крутого актерского подключения. Возможно, этого и не надо, и это мое личное пожелание.

12 стульев театр Территория мюзикла Остап - Дмитрий Якубович

Ведь артистов музыкального театра в принципе готовят по другой образовательной программе. Их в первую очередь учат петь, танцевать и естественно существовать на сцене. Никто не требует какого-то глобального актерского перевоплощения. Мне немного недостает в Диме именно актерства, но этот момент реализовать было бы колоссально сложно, поскольку на нем и так лежит огромная нагрузка.

Анастасия Шпаковская

Очень хорош Киса (Александр Осипец — «Культпросвет»). И другие актеры хороши. Ничего плохого не могу сказать, даже со знаком полуплюс. Все здорово работают, особенно молодые ребята в массовых сценах. Чувствуется хорошая энергетика.

12 стульев театр Территория мюзикла

Вопросы

Я видела довольно много мюзиклов, хотя это и не самый мой любимый жанр. Мюзикл всегда требует больших денег. К сожалению, здесь их нет, и это видно. Но есть большое рвение и блестящие глаза, поэтому результат очень достойный. Если бы у команды было больше средств, чтобы сделать все шире, богаче, ярче и дороже, тогда было бы вообще идеально.

Проблема всех мюзиклов и самое сложное в них — это переходы, смены сцен и мест действия. Их всегда непросто решить, а из-за того, что на постановку были потрачены небольшие деньги, требовать технического совершенства сложно. Ведь подобного рода проблемы, как правило, решаются при помощи дорогих эффектов, но в «12 стульях» не было ничего грубого, шитого белыми нитками.

12 стульев театр Территория мюзикла

Для кого

На мой взгляд, это легкий спектакль, для желающих отдохнуть и вспомнить классическое произведение. Профессиональная, эффектная постановка для простого неискушенного зрителя.

 

Top