Меню

Новости

АрАрАт. Мнение

Смотрим «Птиц» с Анной Трубачевой и Александром Ждановичем

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».

Арарат

Что смотрим

Белорусский государственный театр кукол обращается к классическим произведениям с завидной регулярностью, придавая им неожиданную иногда шокирующую форму и вытягивая актуальные для современных зрителей смыслы. Вот и декабрьская премьера, комедия Аристофана «Птицы», поставленная главным режиссером театра Алексеем Лелявским, уже успела всколыхнуть общественность. Откровенно хулиганский с почти площадным юмором спектакль тем не менее задает значимые вопросы, не утратившие остроты со времен античности. Классика на то и классика: текст Аристофана, расцвеченный фантазией режиссера, звучит абсолютно понятно в ХХI веке, заставляя одновременно смеяться и думать над тем, что человеческая природа одинакова в любую эпоху и в любой стране.

Рассмотреть под ярким оперением «Птиц» классическую античную комедию «Культпросвету» помогли Анна Трубачева и Александр Жданович.

trubachiova
эксперты Анна Трубачева (журналист) и Александр Жданович (фотограф) — журналистское агентство «Таранціны і сыны».

Перед спектаклем

А.Т.: Сейчас я бываю в театре нечасто, но примерно до 20 лет театр был моей страстью. Я была им просто одержима: видела все постановки в городе, следила за тем, что происходило в театральном Минске. Была очень увлечена и даже мечтала, что когда-нибудь буду связана с театром.

Анна Трубачева Александр Жданович Таранцины и Сыны

В театре кукол я была в последний раз на спектакле Корняга «Интервью с ведьмами». Это мощная и страшная постановка, но очень нужная. Гений Евгения Корняга заключается в том, что он умудряется в эклектичные непривычные образы заложить жизненные вопросы. Под прикрытием сказочек и бурлеска ему удается показывать серьезные проблемы общества. Он стреляет в каждого из нас.

Чего я жду от этой постановки? Посмотрите на этого человека! (Указывает на портрет Лелявского, режиссера спектакля «Птицы» — «Культпросвет»).

Алексей Лелявский

Мне кажется, что человек с такой внешностью, как у Алексея Анатольевича, не может не быть волшебником. В свое время я читала много античной литературы, в том числе и Аристофана, и знаю, что греческая комедия (периода Аристофана) очень насыщенная, провокационная, яркая… И если соединить волшебников Аристофана и Лелявского, то получится волшебная история. Я ожидаю увидеть спектакль с очень хорошим тонким вкусом.

Анна Трубачева Александр Жданович Птицы

Впечатление

А.Т.: Я же говорила, что будет волшебно! Получилась классическая античная комедия со всеми присущими жанру особенностями. С одной стороны, постановка очень красочная, своеобразный веселый балаган, с непременным хором, песнями и плясками, недвусмысленными шуточками и даже похабной руганью, а с другой — кусачая, актуальная, безжалостная — абсолютно понятно, о чем она. Когда невежественные люди захватывают власть, могут получиться самые печальные результаты, которые мы наблюдаем и в современном мире.

Птицы

Как и во времена античной комедии, мы наблюдаем довольно скромную сценографию, но это и прекрасно, потому что не мешает сосредоточиться на смысловом наполнении, а это самое важное. Но при довольно минималистичной сценографии (впрочем, были просто потрясающие своей простой и эффектностью решения, например, сетка-рабица) постановка наполнена яркими красками, сильной энергией и атмосферным звучанием. Мне кажется, что спектакль очень сочный и удачный — классическая античная комедия с положенными ей по структуре прологами и хорами, пусть и под электрогитару.

Птицы

Не вижу ничего ужасного в том, что режиссер передает в спектакле свое видение или даже интерпретирует текст оригинала. Смотрите: в «Птицах» все каноны соблюдены, образы яркие и считываемые, суть ясна, кто захотел, местами повеселился, но однозначно все прочитали между строк самое важное и невеселое.

Птицы

Леня Павленок — молодец — написал очень красочную музыку к спектаклю: серьезную и медитативную с одной стороны, и временами балаганную, дурашливую. Классическая комедия, говорю же.

А.Ж.: Спектакль очень атмосферный, и в нем идиотизм происходящего показан максимально понятно, без прикрас. Крутая музыка, которая обеспечивает стопроцентное погружение в происходящее.

Птицы

О провокации

А.Т.: В американском театре лет 10-15 назад мне доводилось видеть насильственный, яркий, жесткий театр, связанный с желанием шокировать, встряхнуть зрителя. Теперь эта волна очень актуальна для белорусского театра. На мой взгляд, в «Птицах» использование провокации связано с тем, что иначе не заставишь человека думать.

Анна Трубачева Александр Жданович

А.Ж.: Люди сейчас невосприимчивы. Вокруг слишком много ярких раздражителей, поэтому они не реагируют на тонкие вещи. Приходится их шокировать, чтобы обратить внимание на какие-то значимые проблемы.

Птицы

А.Т.: Впрочем, разделывание петуха на фоне окропленного кровью фартучка (разделывает его, разумеется, предводитель птиц) — это довольно безобидный перенос, учитывая длительную историю существования разных форм политического зла, жертвами которого пали миллионы людей. Можно управлять птичьим народом и пожирать его птенцов. При этом вкусный запах яичницы будет снова и снова решающим в обстоятельствах, когда примитивные низменные потребности берут верх.

Птицы

Вопросы

А.Т.: Актеры не убедительно ругаются матом. (Улыбается.) Мат был неестественным. Это единственное, что мне резало слух в этом спектакле, потому что мат должен быть стилистически обоснован (в речи интеллигентного человека). А здесь я актерам не верю. (Улыбается.) Хотя образы прекрасные получились, очень убедительные.

Птицы

О чем

А.Ж.: Я вижу очень много аналогий с восточной культурой. В ней полубоги — это чиновники, не боги как таковые, а существа в принципе похожие на людей. И основная проблема в том, что люди стали поклоняться полубогам. А здесь, в античности, поскольку это более молодая культура, деградация еще более серьезная, ведь люди поклоняются уже даже не полубогам, а просто самозванцам.

Птицы

В спектакле показано, что в любые времена людьми руководит стремление удовлетворить самые низменные потребности. Какие бы высокие идеи мы ни провозглашали, все равно низменные чувства побеждают, люди становятся заложниками своего же страха, мыслей, желаний и невежества.

Я почувствовал, что птичье племя само по себе руководствовалось благими намерениями, но поскольку они были сентиментальными и не подкрепленными знаниями, то это все обернулось против них самих. Хотя мотивы были самые хорошие.

Птицы

А.Т.: Мне кажется, все и того проще: люди очень сильно намудрили всякого за последние пару-тройку тысячелетий, и напрочь забыли о том, что сам факт жизни куда более ценен, чем какие-то материальные проявления превосходства человека над животным миром, деньги, власть и прочее.

Полоумие в финале — это то, куда зашли сегодня люди. Они начинали когда-то как птицы, а сегодня им надо слишком многое, чтобы радоваться жизни. Потребности растут и не факт, что все, к чему они стремятся, принесет им радость и удовлетворение.

Птицы

А.Ж.: Любой думающий человек, интересующийся тем, что происходит в мире, найдет в этом спектакле аналогии с любой сферой жизни — от культуры до масс-медиа. Я бы даже сказал, что большинство благих начинаний может быть рассмотрено в этой комедии, потому что за них часто берутся невежественные люди, которые не задумываются о результатах.

Анна Трубачева Александр Жданович

Для кого

А.Т.: «Птицы» — спектакль для людей, которые думают и способны оценить тонкую игру, точное стилистическое подобие античной комедии. Большинство современных комедий довольно пусты. Они предназначены для того, чтобы просто расслабиться, не думать. А античная комедия прекрасна тем, что, с одной стороны, ты не относишься к происходящему серьезно, а с другой — она заставляет тебя думать. Поэтому я рекомендую сходить и посмотреть «Птиц».

 

Top