Меню

Новости

АрАрАт. Мнение

Смотрим «Опиум» с Сашей Романовой

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».

ararat_top

Что смотрим

Спектакль «Опиум» — один из немногих независимых театральных проектов, целью которых является не развлечение публики, а как раз наоборот. Постановка сталкивает зрителей с самыми неприглядными сторонами действительности, намеренно подчеркивая ежедневные проблемы и житейскую «грязь», затрагивая вопросы, которые в той или иной степени понятны каждому, шокирует и заставляет думать.

Пьеса Виталия Королёва воссоздает безрадостную провинциальную жизнь в мельчайших подробностях, но благодаря режиссуре и сценографии постановка выходит за рамки банального спектакля «на злобу дня». Мощный контраст выхолощенного белого пространства и живой черной земли, готовой поглотить героев, как и говорящий видеоряд, вносят в «Опиум» элементы метафоры. Постановка превращается в рассказ о силе случайности, борьбе с обстоятельствами и их влиянии на людей и человеческие взаимоотношения.

opium_1

Что объединяет «Опиум» и современный российский кинематограф и нужна ли такая «шоковая терапия» в театре «Культпросвету» рассказала Саша Романова.

Гость Саша Романова — главный редактор ресурса Kyky.org, журналистка, писательница

О пьесе

Пьесу Виталия Королёва «Опиум» мы публиковали на Kyky.org в июле 2015 года, после того, как прошло голосование на сайте журнала «Культпросвет». Мне пьеса сразу  показалась очень сильной. Да и просмотров было немало для литературного текста. Сам ее текст повествовал не об абстрактных вещах, а о конкретных: жизнь семьи с двумя взрослыми сыновьями, нехватка денег, социальные проблемы и война в Украине. Есть здесь даже «танчики», в которые играют пацаны, — символ времени. На момент создания пьеса попадала в самый нерв. Поскольку я читала пьесу раньше, то было интересно посмотреть на режиссерскую работу, оценить сценографию, работу актеров. Ясно, что всеми создателями спектакля был проделан колоссальный труд.

О спектакле

Сама суть постановки напоминает по духу фильмы андеграундных российских режиссеров последних лет. Скажем, я недавно посмотрела фильм «Дурак» (2014 год, режиссер Юрий Быков). Он клево сделан: и режиссура, и сценарий, и актерские работы великолепны. Все это житейские истории про мечтателей, которые к чему-то стремятся и куда-то идут — а потом социум просто обламывает им крылья.

sasha_romanowa_2

Создатель пьесы «Опиум» точно так же «убил» единственного прекрасного героя, который в этом мире что-то мог бы изменить (младший сын Андрей, который поступил на бюджет). Финал напоминает сюжеты классической русской литературы, которая без сплина и дьявольской социальной несправедливости не обходилась никогда, со времен сказки про Колобка и рассказов Чехова. Сегодняшние интеллектуалы тоже недовольны тем, что происходит в стране. Отсюда — депрессивные сюжеты. Не слишком европейский подход, но что поделаешь? Виталий Королёв как член Союза писателей Москвы не может не впитать в себя общий тренд. Мне, конечно, больше хочется видеть произведения, доказывающие, что белорусская культура шагнула куда-то дальше и находится в европейском, нормальном мире с его ценностями. После того, как спектакль «Опиум» заканчивается, от безысходности финала хочется только умереть. Что в принципе не отменяет того, что такая история может быть реальной.

Надежда

Момент, когда спектакль заканчивается, а убитый Андрей остается под ковриком из зеленой травы — явно режиссерская фишка. Актер даже не выходил на поклон вместе со всеми. Я подозреваю, что по задумке его должен был вызволить из могилы один из зрителей. И, скорее всего, ребята на каждом показе пьесы засекают, сколько минут понадобится зрителям, чтобы «оживить» паренька. По крайней мере, я бы точно так делала. Нужна минимальная надежда на то, что главный герой жив. И пока ты парня не освободил, тебе плохо. Из той же оперы — вопрос со старшим братом Колей, который по сюжету уехал на Донбас явно воевать. В случае его гибели несчастная мать останется совсем одна без средств к существованию. Когда герои на сцене копали могилу, в песочнице с черноземом образовалось два холмика — вероятный символ того, что они оба погибнут. Но я человек, который верит в справедливость мироздания, надеюсь, старший сын все же вернется из Украины живым и останется с матерью. Иначе было бы совсем печально.

opium

А теперь про ход с землей. На сцене герои копались в земле, ели ее и подметали остатки веничком. Эта метафора приземленности и бесперспективности жизни в провинциальном Рогачеве хорошо объединяет все эпизоды и смысловые линии. С другой стороны, зерно тоже имеет отношение к земле. Когда зерно падает в землю, появляются всходы. А это и есть — надежда.

Кому смотреть и зачем

Театр, после которого зрителю хочется умереть, определенно нужен. Нам вообще нужны разные постановки: и скандальные, и провокационные, и страшные, и смешные. Образованному человеку просто необходим выбор, а запрещать и ограничивать подобные спектакли — это преступление, потому что в данном случае мы видим работу явно талантливых людей и пьесу, к которой не придерешься.

Я не думаю, что этот спектакль побуждает к действию. По-моему, «Опиум» на сцене — хороший пример того, как люди доводят свое дело до конца. Я бы не говорила, что для этой пьесы нужен определенный зритель. Наверное, спектакль нельзя смотреть только очень ранимым созданиям и детям, остальные — пусть смотрят и делают выводы. Кого-то может коробить мат, кого-то — финальный разговор, из-за которого произошла ссора героев. Но обсценная лексика сегодня есть везде, даже в самых рейтинговых сериалах. И смотреть «Опиум» нужно хотя бы для того, чтобы вызволить исполнителя роли Андрея из могилы, заставить его поклониться зрителям и поаплодировать ему стоя.

Top