Какой именно будет программа фестиваля, решают за несколько месяцев до его проведения. Выездные спектакли в театре практикуют довольно часто. Поэтому у художественно-постановочной группы есть заготовленный гастрольный комплект декораций и реквизита. В случае с «Вечерами Большого» в Несвиже есть неудобство: ни для кого не секрет, что сцена на территории замка в разы меньше, чем в самом театре. Татьяна Ереза, начальник художественно-постановочной группы, рассказала:
«За семь лет мы уже успели привыкнуть к сцене и ее особенностям. Стараемся подбирать декорации таким образом, чтобы они не мешали артистам и служили логическим дополнением к спектаклю. В случае с балетом «Дон Кихот» декорации выполняли еще и функции ширмы».
На фестивале то и дело можно было услышать английскую, немецкую, итальянскую и польскую речь. А Борис и Инна и вовсе приехали на мероприятие из Израиля. Инна поделилась впечатлениями:
«Мы часто путешествуем по миру. Приезжая в тот или иной город, просматриваем афишу оперного театра. Нам не раз удавалось в последний момент покупать билеты и попадать на спектакли. О фестивале, который проходит в Несвиже, я узнала абсолютно случайно из интернета. Нам очень понравилось. Ваши оперные солисты — профессионалы европейского уровня».
В этом году на территории внутреннего дворика было установлено 1300 мест. Это на сто больше, чем в театре. Стоит также сказать о том, что любой желающий мог приобрести себе входной билет без указания мест и наслаждаться музыкой.
Каждый день в Несвиж из Минска привозили ноты в больших и маленьких чемоданах. Самое большое их количество прибыло в воскресенье — исполнялись концертные номера.
Фестиваль открылся традиционным концертом в костеле Божьего тела. В этом году прозвучала белорусская и западноевропейская музыка эпохи барокко. Солисты оперы исполнили фрагменты «Полацкага сшытка», произведений Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя.
Вечером зрителей ждал красочный и хореографически сложный балет Людвига Минкуса «Дон Кихот». В Несвиже он был показан без сокращений. За семь лет артисты успели привыкнуть к сцене. Екатерина Олейник, исполнительница партии Китри, рассказала:
«Самое страшное для меня — это выступать в плохую погоду и дождь. А именно так приходилось работать несколько лет подряд. Ведь когда холодно, гораздо сложнее танцевать, разогревать тело. А когда необходимо улыбнуться, чувствуешь как стучат зубы. Еще очень непривычно, что здесь нет кулис, как в театре».
Перед выходом на сцену артисты балета всегда разогреваются и вспоминают последовательность движений. Некоторые балерины пудрят пуанты. Делают они это для того, чтобы те блестели на сцене.
После каждого спектакля костюмеры складывают в огромные ящики костюмы артистов.
Не раз во время проведения вечеров артистам приходилось выступать в дождь и грозу. В этом году ситуация была иная: три дня стояла невыносимая жара.
На репетициях оркестр был закрыт черной ширмой. Такой ход был придуман для того, чтобы хоть немного защитить артистов от жары.
Во время оперы «Иоланта» солистам приходилось выходить на сцену в шубах и длинных платьях.
Дополнительный дискомфорт создавали софиты, расположенные сверху, которые накаляли градус жары.
На сцене во дворике замка о такой акустике, как в оперном театре, говорить не приходится. Второй год подряд оперные солисты выступали с ушными микрофонами. О том, насколько это комфортно, рассказал заслуженный артист Беларуси Владимир Громов:
«С одной стороны, в гарнитуру петь гораздо удобнее. Ты понимаешь, что сильный звук из себя доставать не нужно. Неудобство заключается скорее в мониторной группе: звук, который отправляется к нам на сцену, находится по бокам. Лучше, когда мониторная группа смотрит на солистов со стороны зрителя и повернута вглубь сцены по порталу.
Раньше были спектакли, когда микрофоны стояли на рампе. Но это не всегда удобно, поскольку мизансцены не позволяют тебе стоять на одном месте — необходимо передвигаться, поворачиваться лицом к партнеру. А микрофон, стоящий на сцене, ловит еще и топот ног».
Завершился open air гала-концертом звезд Большого театра Беларуси. Все три дня в стенах замка были аншлаги.
Вечерами в замке Радзивиллов Большой театр завершил свой 83-й сезон.