«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».
Что смотрим
«Козий остров» итальянского драматурга Уго Бетти стал первой работой российского режиссера Искандера Сакаева в Молодежном театре и подогрел интерес к коллективу не только своей темой, но и неожиданными решениями постановщика.
Пространство спектакля, созданное режиссером вместе с художниками Ольгой Грицаевой и Викторией Тя-Сен, — это женский мир, в котором нет мужчин. Пустой каменистый остров, выжженный солнцем и иссушенный ветром. Но появление мужчины не вносит в этот мир гармонию, а оживляет инстинкты, которые заставляют героинь терять разум и толкают на неожиданные поступки.
Эти инстинкты воплощены в образе духов острова, пластической сфере и звуковом оформлении спектакля, иногда создающих ощущение погружения в транс. История трех женщин и одного мужчины, написанная в середине 40-х годов ХХ века, на сцене приобретает притчевый оттенок и не оставляет равнодушным, ведь в ее центре — взаимоотношение полов, борьба разума и чувств.
Своим мнением о том, актуальна ли эта тема для современного общества и могут ли строиться отношения на зависимости, с «Культпросветом» поделилась Светлана Коледа.
гость
Светлана Коледа — основатель интерьерного шоу-рума moonlight room и дизайн-школы, декоратор
Перед спектаклем
Всякий раз когда идешь в театр, есть ожидание вдохновения и чего-то нового. В Молодежном я бывала — правда, достаточно давно. Этот театр, как и большинство у нас, находится в здании, которое сохраняет определенные традиции и культуру, создает атмосферу, предвосхищая то, что будет происходить на сцене. Поэтому возникает момент загадки, таинства.
Название постановки интригующее. Еще больше интригует, что среди действующих лиц три женщины и один мужчина. Будет интересно посмотреть такой спектакль, тем более что в последнее время мне на пути встречается множество проектов, связанных с женщинами. Тема роли женщины в обществе мне кажется очень насущной. А то количество сильных, умных и талантливых женщин, которых я встречала за последнее время, убеждает, что это действительно гордость нашей страны.
Впечатление
Я люблю ходить в театр и часто посещаю гастрольные спектакли. Эта постановка очень достойная: все смотрелось и слушалось на одном дыхании. Актеры (Наталья Онищенко, Анастасия Соловьева, Татьяна Новик, Евгений Ивкович — «Культпросвет») играли просто замечательно, в их исполнении была настоящая психологическая правда. А это очень важно, поскольку все сосредотачивалось на игре четырех главных героев, ведь декорации в спектакле минималистичны, за ними не спрячешься. Визуальное решение сделано здорово, а дополнительную атмосферу создавала звуковая сфера. Особенно эффектно она работала, когда появлялись духи острова и соответствующие звуки усиливали те моменты, на которых нужно было сделать акцент.
В целом все замечательно. Мне понравилось, я бы еще раз сходила на спектакль и порекомендовала бы его своим друзьям.
О чем
Отношения мужчины и женщины — это вечная тема. Каким образом взаимодействовать женщине с мужчиной, каким образом женщина воспринимает себя через отношения с мужчиной — именно об этом, на мой взгляд, спектакль.
Тема взаимоотношений в данном случае, как я вижу, поднимается привычным для нас образом. В Европе сейчас отношения между мужчиной и женщиной другие. Там больше про равенство, уважение и самореализацию. А в «Козьем острове» мы видим, как женщина воспринимает себя через общение с мужчиной и насколько сильно она меняется под его влиянием.
Героини в спектакле демонстрируют три разные модели поведения в отношениях с мужчиной, но все они хотят одного: чтобы этот мужчина принадлежал только им. Если задуматься, то в постановке мы не видим взаимоотношений, выстроенных между этими тремя женщинами, все они сосредоточены на связи с мужчиной. Но жизнь не должна заключаться только в этом.
Взять, например, героиню Сильвию. Она интуитивно чувствует, что все происходящее ненормально, но ничего не может сделать и ведет себя неадекватно. Ведь у нее, судя по всему, не было отношений с мужчинами, и ее поведение основано на примере матери. В жизни женщины мужчина выполняет много ролей: это мужчина-отец, мужчина-друг, мужчина-возлюбленный, мужчина-руководитель. Точно так же и женщина в жизни мужчины. У героини понимания этого многообразия ролей нет. Кроме того, в ситуацию вмешивается еще и природное влечение. А когда отношения между мужчиной и женщиной строятся не на доверии и партнерстве, а на подчинении и влечении, начинается безумие. Именно это и можно видеть в спектакле.
Здесь замечательно играет образ духов острова, коз. Это и символ низменных желаний, физиологической и эмоциональной составляющих, из-за которых у героев и возникают проблемы. Это и простая параллель: мужчина — пастух, женщины — козы, которых он пасет. В одной из сцен Анджело прямо говорил о том, что козам спокойнее, когда есть пастух, они привыкают к нему. Тут мы имеем дело с неким ощущением защищенности, существующим в сознании женщин. Мужчина рядом — значит, ты защищена. И неважно, какой это мужчина. Даже если он оскорбляет, унижает и пьет.
О подчинении и зависимости
Несмотря на то что главный герой Анджело — классический негодяй, все три женщины подчиняются ему, хоть и осознают его отвратительность. Так происходит, потому что женщины живут в основном эмоциями, а если бы они больше думали, рефлексировали, как это делала Агата, они могли бы прервать эту ситуацию скорее или вообще избежать ее. Ведь почему у нас наступают разочарования? Потому что мы придумываем себе какую-то реальность, что-то, во что хотим верить. Но правда все равно выходить наружу.
Думаю, что вопросы, касающиеся подчинения, которые затрагиваются в спектакле и часто возникают в жизни, основаны на желании женщины быть нужной, важной, значимой и связаны с самореализацией. Если бы героини могли реализовывать себя вне семейных отношений, вне связи с мужчиной, если бы у них было саморазвитие, то им не нужно было бы это подчинение. Да и отношения между женщиной и мужчиной могут быть здоровыми и полноценными, только если они строятся на независимости. Если женщина зависит от мужчины материально либо каким-то иным образом — это уже не про равенство, а про манипуляцию.
О сильных женщинах
Ситуация в конце концов разрешается благодаря решительности Агаты, но я бы не назвала ее сильной женщиной. Разумной — да, но не сильной. На мой взгляд, сила женщины не в том, чтобы показывать, что она круче мужчины и может подчинить его себе, а в том, чтобы находиться рядом с сильным мужчиной и при этом оставаться собой.
Что касается действий Агаты, которые разорвали порочный круг отношений между героями, то их я бы тоже назвала проявлением опыта, а не силы. Ведь из троих героинь именно Агата была самой опытной. Поэтому ее действия — это про страх и опыт. Страх из-за того, что ее дочь Сильвия может испытать то, что испытала она.
Для кого
Каждая женщина, думаю, найдет в этом спектакле что-то свое. В каждой что-то откликнется. Ведь все мы на определенном этапе жизни приобретаем новый опыт, понимаем, что для нас является приоритетным, и через призму текущих взглядов воспринимаем жизнь и искусство. Например, мы можем перечитывать одну книгу в разное время и открывать в ней что-то актуальное на данный момент.
Спектакль я бы, безусловно, порекомендовала смотреть и мужчинам, для того чтобы они понимали, что происходит с женщиной в отношениях. Анджело в постановке — явный манипулятор, и здесь может возникнуть вопрос, а не будут ли мужчины использовать его манеру поведения. На мой взгляд, этого не стоит опасаться. Ведь если мужчина хочет манипулировать, то подавай или не подавай ему пример, он будет это делать. (Смеется.)
Если рассматривать молодежную публику, то мне кажется, для них «Козий остров» будет восприниматься в ключе «как было раньше» или «как не надо делать». Ведь новое поколение живет с абсолютно европейскими взглядами на жизнь и взаимоотношения.
Зачем смотреть
Смотреть, чтобы думать. Тема, затронутая в спектакле, актуальна сейчас для нашего общества и, думаю, актуальной будет еще долго. У нас впереди длинный путь к пониманию того, что мы приходим в эту жизнь не чтобы прожить ее для кого-то, а чтобы реализовать себя вне зависимости от того, кто мы — женщины или мужчины.