«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».
Что смотрим
«Бесхрыбетнасць у адной дзеі» — так обозначила жанр спектакля «Офіс» его режиссер Екатерина Аверкова. Почему же бесхребетность? Все очень просто. Ведь хребет — это внутренний стержень, ценности и ориентиры, сама суть личности, которую пятеро героев спектакля оставляют у дверей, переступая порог офиса, и, кажется, забывают вернуться к ней в обычной жизни. Пять типажей, от лузера до пробивной стервы, когда гротескно, а когда психологически тонко воплощенных актерами, демонстрируют стратегии выживания в офисных джунглях среди небоскребов из папок под музыку, создаваемую шуршанием бумаг, стуком по клавиатуре и ревом кофемашины.
Насколько близок театральный «Офіс» к жизненным реалиям и заслуживают ли его герои сочувствия, «Культпросвету» помогала разобраться Ольга Кашкан.
гость Ольга Кашкан, креативный директор и соучредитель брендинговой компании Fabula
Название спектакля «Офіс», безусловно, интригует и говорит о многом. Очевидно, что это будет постановка, посвященная жизни офисных работников. А поскольку я являюсь руководителем компании, то мне это очень интересно. Мне кажется, это будет что-то инновационное и, может быть, провокационное.
Перед спектаклем
Купаловский — мой любимый театр. Во-первых, он напоминает мне о счастливейших студенческих годах на филфаке БГУ, корпус которого находится на улице Карла Маркса. Естественно, пропуская через себя тонны всевозможной литературы, мы с жадностью впитывали театральные интерпретации тех или иных произведений, тем более что до театра было рукой подать: закончились пары — и через пять минут ты уже в другом измерении. Во-вторых, с Купаловским меня связывает эпизод из личной жизни: именно там состоялась наша с мужем свадебная фотосессия. В нашей коллекции остались трогательные кадры, наполненные особенной, неповторимой атмосферой того Купаловского, который был и останется для меня более близким и теплым, чем нынешний облик театра.
Купаловский — особый театр. Мне нравится его репертуар, в котором можно найти множество спектаклей по произведениям белорусских авторов. Среди них, конечно, есть и любимые. Например, «Павлинка», которую я смотрела неоднократно. Все спектакли идут на белорусском языке — это вдохновляет.
Впечатления
Пригласить меня и моего супруга Дмитрия на спектакль «Офіс» считаю грамотным шагом организаторов проекта. Ведь мы — без ложной скромности — эксперты в офисной жизни! Причем мои компетенции касаются не только контекста нашей компании и тех компаний, где я когда-то работала, но и рабочего пространства наших клиентов, среди которых много и крупных предприятий, государственных и частных, и представителей малого бизнеса. Так что у нас есть возможность ежедневно вовлекаться в офисную жизнь и оценивать ее.
С самых первых минут происходящее на сцене завладело моим вниманием — настолько реалистично были переданы детали офисного антуража: от круговорота бумаг и броуновского движения сотрудников в помещении до гула кофемашины, который иногда заменял слова.
Накаленную атмосферу в приемной у шефа можно было прочувствовать всей поверхностью кожи. Доведенные до абсурда репетиции спича, до предела оголенные нервы в курилке, словесный каннибализм и оскал, который даже не пытаются прикрыть двуличностью… Ведь нет смысла прикрывать то, что и так понятно: вы попали в пространство, где все друг друга ненавидят. Повисший в воздухе страх переступить порог директорского логова был настолько всепоглощающим, что возникло желание плеснуть в рюмку валерьянки, обрызгать ею «белые воротнички» и влить в рот героям.
Символично, что пространство, созданное художником спектакля, замкнутое. Ведь из соковыжималки деспотичного шефа можно сбежать только через изменение формы: на подиум выходят выжатые лимоны с обвисшей шкуркой и дурным запахом. И даже торчащий из спины героини нож, на минуту вызвавший смех в зале, вскоре становится тем дамокловым мечом, который повисает над каждым из пятерых сотрудников, перманентно попадающих в немилость к вышестоящему.
Дверь в кабинет директора — это граница, где происходят превращения героев. Можно самозабвенно бить челом, петь дифирамбы и репетировать рабочий экстаз, но пинка под зад не избежать, разве что его сила будет разной — в зависимости от индивидуальных особенностей каждого. Выглядят ли герои в эти моменты комично? Вначале немного. Но потом все они становятся жалкими. Некогда подавленные эмоции начинают бить ключом — и вот уже становится ясно: коллективному терпению пришел конец, скоро грянет гром.
О чем
Спектакль очень актуальный. Немного странно, что к офисной тематике в наших театрах практически не обращаются, ведь половина жизни человека, если не больше, проходит на работе.
«Офіс» Купаловского — это спектакль-диагноз, который можно охарактеризовать как упомянутый во многих СМИ синдром менеджера. Что это такое? Это тот же синдром хронической усталости, поданный под соусом красивых должностей на визитках и пышных корпоративных банкетов. Но начинка, которая скрывается под ним, может быть как минимум невкусной. Деспотизм и лживость, нездоровая конкуренция и бестактность, меркантильность и хамство — все это отражено в спектакле.
К сожалению, мне встречались такие офисы. А во время просмотра даже показалось, что я знаю одно предприятие, послужившее прототипом для всей этой истории. Миссия его работников — имитировать трудовую деятельность и не попадать под горячую руку главного. Несмотря на это, каждый месяц штат компании с шумом обновляется: на место не выдержавших накала страстей приходят новички, готовые сражаться за свое офисное кресло даже ценой собственных убеждений и правил.
Но я не хочу становиться адвокатом таких сотрудников. Ведь никто из них не трудится насильно. Право выбора есть у каждого. Не согласен — выражай свое несогласие. Не можешь работать в сложившихся условиях — уходи, меняй компанию. Сохранять видимость того, что тебя все устраивает, и в то же время поливать грязью систему, начальников и коллег — наибольшая из возможных гадостей на рабочем месте.
Для кого
Целевая аудитория спектакля, несмотря на название, офисными сотрудниками не ограничивается. Ведь эти проблемы есть везде, где существуют нездоровые отношения между людьми, в той или иной системе, их объединяющей. Так что рекомендую смотреть «Офіс» всем, кто работает в коллективе или руководит людьми.