«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».
Что смотрим
Значительная часть мюзиклов, идущих на белорусской сцене, — сугубо развлекательные представления, тематика которых ограничена любовными переживаниями и интригами. Спектакль «Песняр» по пьесе Василя Дранько-Майсюка, поставленный Валентиной Ереньковой в жанре мюзикла в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького, убеждает: можно сочетать яркую выразительную форму, музыку, хореографию и глубокий смысл, сложную проблематику. В тексте Василя Дранько-Майсюка зритель-интеллектуал найдет множество деталей, воссоздающих живые портреты классиков белорусской литературы и затрагивающих болезненные вопросы нашей истории и культуры. Поклонники творчества Владимира Мулявина (догадаться, что главный герой — это именно он, не составит труда) получат удовольствие от обилия его песен, исполняемых актерами и композитором Алексеем Ереньковым.
Множество далеко не простых тем, поднятых в спектакле, метафоричность материала, сложность выбранного жанра определили и своеобразие постановки, и ее неоднозначность. Оценить «Песняра» «Культпросвету» помогла Ника Сандрос.
гость Ника Сандрос – телеведущая, художница.
Перед спектаклем
К сожалению, я редко посещаю театр, но каждый раз, когда прихожу туда, думаю: почему я этого не делаю? Несмотря на мнение скептиков, театр сегодня, безусловно, нужен, ведь это совершенно другой мир. Как будто тебя оторвали от быта, погрузили в чан с определенной атмосферой, а после этого ты вышел немножко новый. В жизненной суете, в нашей безумной гонке, нужно принуждать себя покупать билеты и ходить в театр и быть уверенным, что получишь прекрасные эмоции.
Впечатления
Я очень люблю творчество Владимира Мулявина, но у меня не было совершенно никаких ожиданий перед спектаклем. И я была крайне удивлена, потому что все получилось неожиданно, неординарно, горько, душевно и иронично. Мне очень понравилось. Причем первая часть спектакля смотрелась более интеллектуально, а второе действие было очень эмоциональным, половину его я проплакала.
Постановщики создали удивительный микс из истории, поэзии, музыки и сюра. Я поймала себя на мысли, что все здесь — и драматургия, и музыка — сплавлено в единое целое, и ты даже не понимаешь, где начало, а где конец песни. Они никак не режут ухо, не вырваны из контекста.
Актеры приятно удивили. Было любопытно наблюдать за ними, очень понравились их маленькие фишки — например то, как исполнитель главной роли играл с мячиком. В постановке хорошее пластическое решение (хореограф Ольга Скворцова-Ковальская — прим. «Культпросвет»), удивительно красивый танец с шелковыми шарфами. Впечатляет пантомимная сцена во втором действии.
Очень нравятся простые декорации. На мой взгляд, все получилось гармонично.
О чем
Думаю, что происходящее на сцене действие я бы назвала «блуканнем Мулявіна». То, что мы видели, условно происходит накануне его смерти, но, на мой взгляд, все эти эмоции и сомнения он переживал в процессе своей жизни. Всех этих персонажей, от классиков до представителей власти, он встречал, общался с ними и шел дальше.
Конечно, я не могу с ходу однозначно сформулировать, о чем этот спектакль. Думаю, что все это оформится, сопоставится с моими переживаниями несколькими часами позже. Сейчас очень много эмоций. Но определенно, в спектакле есть тема творца, который находится в поисках. В «Песняре» звучало множество фраз, которые указывали на это. «Не хочешь заблудиться — оставайся тут», «Маё здароўе ізгрызена паэзіяй» и другие. Мне как творческому человеку это близко. Я, конечно, не сталкивалась с такой жизнью, как у героя, ведь мы живем в другое время, но мучительное беганье в белом пальто — это наше все.
Спектакль метафорический и дает возможность для самых разнообразных трактовок. Например, кто такая «она», о которой все время идет речь? Это может быть и мова, и радзіма, и муза. Однозначно сказать нельзя, потому что это спектакль обо всем. Он и о поэзии, и о творчестве, и о любви, и о войне, и о боли, о гении и примитивном сознании…
Несмотря на то что главный герой представляет Владимира Мулявина, спектакль не о нем. Только в финале его фигуру подчеркнули, выпятили вперед. Мулявин как персонаж получился проводником в наш белорусский мир, в белорусскую культуру.
Материал довольно сложен по структуре, образам, темам, и если бы в постановке не было песен Мулявина, то ее можно было бы принять за спектакль-посвящение об очень многих песнярах. Поэтому название «Песняр» полностью оправданно. Но это не песняр, который поет. В этом слове много смыслов и прежде всего это творец.
Классики
Мне очень понравилось, как поданы в спектакле образы белорусских классиков. Это выглядит легко и симпатично, потому что все эти задумчивые памятники и некий унылый белорусский монументализм немного надоели. Классики (Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Цётка — прим. «Культпросвет») узнаваемы, они забавны и очень трогательны. Думаю, что подобный подход драматурга и режиссера поэтов не оскорбит, ведь они уже настолько монументальны, что их стоит сделать немного ближе к нам, современным людям «Инстаграма» и «Фейсбука».
После спектакля я подумала о том, как странно, что у меня в доме нет ни одной книги белорусского поэта. И завтра я первым делом пойду и куплю их все. После знакомства с их произведениями в рамках школьной программы многое изменилось. Амплитуда чувств стала совершенно другой, и читать их сейчас будет одно удовольствие. Так что для меня этим спектаклем постановщики просто открыли дверь в нужную сторону, напомнили о том, что все это позаброшено и позабыто.
Для кого
Думаю, этот спектакль стоит смотреть всем. Совсем юные зрители должны проникнуться и заинтересоваться, пойти домой и почитать произведения классиков, послушать музыку. Люди, которые жили в одно время с Мулявиным, должны считать какие-то свои смыслы. Я считаю, что у этого спектакля нет возрастных ограничений.
Безусловно, это постановка в том числе и о нашей культуре, но думаю, она будет интересна и людям, не знакомым с белорусской литературой, музыкой, историей. Потому что герои спектакля, классики нашей культуры, здесь всего лишь замочные скважины, сквозь которые можно посмотреть на большую жизнь во всем ее разнообразии. Человек любого возраста может заглянуть в них и увидеть что-то свое.
Зачем смотреть
Это удивительное произведение. В нашей современной жизни мы немного покрываемся душевным жиром, и, мне кажется, спектакль помогает очень хорошо этот жир соскребать. Его стоит смотреть, чтобы вспомнить, прикоснуться к нашей мове и культуре, услышать музыку, увидеть прекрасных актеров. Я такие вещи всегда воспринимаю как очищающий душ для души.