Меню

Новости

АрАрАт. Мнение

Смотрим «Иллюзии» с Александром Марченко

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».

Арарат

Что смотрим

«Иллюзии» — это история двух супружеских пар, рассказанная без надрыва в интимном пространстве НЦСИ, где исчезает дистанция между актерами и зрителями и пропадает необходимость в каком бы то ни было украшательстве. Никаких специально подготовленных костюмов, сложных декораций или спецэффектов в спектакле Татьяны Троянович нет, но даже так он может показаться излишне «театральным» для текста Ивана Вырыпаева.

Иллюзии Ивана Вырыпаева, режиссер Татьяна Троянович

Этот спектакль можно смотреть или просто слушать текст, искать в нем свои смыслы или подключаться к тем мыслям и эмоциям, которые транслируют в зал режиссер и актеры, но идти на «Иллюзии» стоит. Хотя бы для того, чтобы узнать, что современная русскоязычная драматургия, вопреки убеждениям многих, это не только обсценная лексика и «чернуха».

О том, какое место занимают «Иллюзии» в белорусской театральной реальности, «Культпросвет» поговорил с Александром Марченко.

marchenko
эксперт Александр Марченко – руководитель Центра белорусской драматургии, актер, режиссер.

«Иллюзии» как текст

«Иллюзии» в постановке Татьяны Троянович я уже видел на «ТЕАРТе» (спектакль был показан в рамках белорусского шоукейса — «Культпросвет»). В первую очередь хочу сказать о пьесе Ивана Вырыпаева. Сам текст, конечно же, прекрасен: и язык, которым он написан, и структура. Он предоставляет читателю массу возможностей для диалогов с самим собой на затронутые темы. Несмотря на то что текст довольно легкий, приятный и увлекательный, вопросы, которые он поднимает, имеют очень широкий диапазон. «Иллюзии» — пьеса об иллюзорности мира, его серьезности, о том, как можно разрушить невзначай отношения, которые создавались на протяжении всей жизни. В ней есть актуальный в любое время пласт — наши взаимоотношения с жизнью и смертью. Что мы на своем пути успеваем построить, во что мы успеваем поверить, проникнуть, с кем мы проживаем свои дни.

Александр Марченко Иллюзии Ивана Вырыпаева

Сейчас, когда становится все больше напряжения и люди начинают уничтожать друг друга, эти темы приобретают большую актуальность. Потому что любовь, про которую пишет автор, и та работа, которую нужно проделывать, чтобы ее сохранить, являются противоположностью той силе, что заставляет рушиться мир вокруг.

Иллюзии Ивана Вырыпаева в НЦСИ режиссер Татьяна Троянович

Иван Вырыпаев — современный драматург и режиссер, он занимается театром, ставит свои тексты и не боится этого, но он российский драматург. У нас есть такие же замечательные белорусские драматурги, которые, наверное, могли бы попробовать пойти таким же путем. Очень важно, чтобы современное драматургическое поле набирало силу в Беларуси. Несмотря на то, что ситуация за последние пять лет поменялась и современных текстов в театрах стало больше, мне кажется, этих прецедентов недостаточно, поскольку современной хорошей драматургии много.

Иллюзии Ивана Вырыпаева в НЦСИ режиссер Татьяна Троянович

«Иллюзии» как спектакль

Помимо «Иллюзий» Татьяны Троянович я видел постановки этого же текста Виктором Рыжаковым в МХТ им. Чехова и самим же Вырыпаевым в «Практике». Все три спектакля объединяет уникальность пьесы: основная часть действия разворачивается в голове и душе у зрителя вне зависимости от структуры постановки. Так, у Рыжакова актеры на протяжении всего спектакля пекут торт, у Вырыпаева молодые русские люди рассказывают историю двух американских пар. У Татьяны Михайловны (Троянович — «Культпросвет») мы видим, возможно, не выдержанную в возрасте концепцию. Тем не менее, это тоже люди, которые рассказывают о любви других людей.

Иллюзии Ивана Вырыпаева в НЦСИ режиссер Татьяна Троянович

Но, как ни странно, как только появляются артисты, которые в любой концепции начинают рассказывать этот текст, проживать его или не проживать, происходят некоторые потери по сравнению с тем моментом, когда я услышал «Иллюзии» в первый раз. Это было в рамках мастер-класса Вырыпаева, который он проводил в ЦБД.

Иллюзии Ивана Вырыпаева в НЦСИ режиссер Татьяна Троянович

Когда появляется актер, что-то меняется. Потому что актер в любом случае пропускает текст через себя, привносит свою точку зрения. Свои акценты выстраивает и режиссер, появляются декорации. И даже если они очень условные, они все равно выглядят как некие ударения, границы, и из-за всего этого происходит эффект сжатия смыслов. И происходит это не только в «Иллюзиях» Троянович. В этом своеобразная уникальность пьесы Вырыпаева.

Иллюзии Ивана Вырыпаева в НЦСИ, режиссер Татьяна Троянович

«Иллюзии» Татьяны Троянович

Наблюдать за тем, как расставляет акценты другой человек, полезно и очень интересно. И чем больше есть возможностей сравнить интерпретации разных постановщиков, тем лучше. Можно, конечно, желать, чтобы актер достиг совершенной «ноль-позиции», не подключался, не вносил в текст что-то свое, но ведь это невозможно. Если есть человеческая энергия, она в любом случае является посредником между текстом и зрителем. Мне бы, может, и хотелось пожурить коллег за что-то, но сам факт возникновения этой работы таким способом здесь и сейчас гораздо важнее того, согласен я или нет с какими-то принципами ее воплощения.

Иллюзии Ивана Вырыпаева в НЦСИ, режиссер Татьяна Троянович

Для меня безусловной ценностью является то, что этот спектакль есть в Минске, потому что это очень важная и честная попытка формирования нового театрального и актерского языка. Для любого зрителя очень хорошо и ценно оказаться в ситуации, когда совершенно очевидно нет четвертой стены между залом и актером, когда ее абсолютно осознанно разрушают. Это формирует новые правила игры — и зритель получает новые непривычные эмоции, он вовлекается в то, что происходит. Таких спектаклей в Минске немного.

Иллюзии Ивана Вырыпаева в НЦСИ, режиссер Татьяна Троянович

Пространства, где нет расстояния между зрительным залом и сценой, — особенные, они требуют абсолютно иной манеры существования и от актеров, и от публики. В том числе, потому что ни тем, ни другим некуда спрятаться. Актеры не могут спрятаться за какими-то приемами, а зрители не могут укрыться в темноте от своих собственных переживаний.

Александр Марченко, Иллюзии Ивана Вырыпаева в НЦСИ

Мне не удастся это сформулировать удачнее, чем сформулировал Виктор Анатольевич Рыжаков, который говорит, что одна из задач современного театра — коммуникация. То есть театр — это искусство коммуникации. И на «Иллюзиях» она происходит. При этом от спектакля к спектаклю опыт может быть более или менее удачным, ведь каждый показ неповторим – многое зависит от актуального настроения исполнителя.

На мой взгляд, все те вещи, которые есть в тексте Вырыпаева, в спектакле прочитаны. Некоторые, может быть, немного прямолинейно — например, выводы, красиво сделанные при помощи мультимедиа в финале. Но такое решение тоже имеет право быть.

Иллюзии Ивана Вырыпаева в НЦСИ, режиссер Татьяна Троянович

«Иллюзии». Для кого?

Сегодня я смотрел на зрительскую аудиторию, видел там парочки разных возрастов и понимал, что спектакль работает, воздействует на них. Когда я посещал «Иллюзии» в прошлый раз, то видел много людей, связанных с театром, это была фестивальная публика, которая имеет более высокие требования, чем простой зритель, но и у нее постановка вызвала интерес. И это замечательно.

Иллюзии Ивана Вырыпаева в НЦСИ, режиссер Татьяна Троянович

Тема спектакля доступна любому человеку, который захочет к ней прикоснуться, а вот эффект, то количество аллюзий, которое возникнет от «Иллюзий», зависит от зрительского багажа. Не отрицаю, что кто-то может предъявить к постановке претензии. Например, касательно того, почему герои все время разговаривают и рисуют фломастером на стенке. Но мне кажется, здесь все равно сработает магия театра.

Александр Марченко, Иллюзии Ивана Вырыпаева в НЦСИ

Артисты делятся своей энергией, она вовлекает нас в поле спектакля. И если на «Иллюзии» придет человек чувствующий, не лишенный эмпатии, то он поймет этот театр.

Top