«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».
Что смотрим
«Иллюзии» — это история двух супружеских пар, рассказанная без надрыва в интимном пространстве НЦСИ, где исчезает дистанция между актерами и зрителями и пропадает необходимость в каком бы то ни было украшательстве. Никаких специально подготовленных костюмов, сложных декораций или спецэффектов в спектакле Татьяны Троянович нет, но даже так он может показаться излишне «театральным» для текста Ивана Вырыпаева.
Этот спектакль можно смотреть или просто слушать текст, искать в нем свои смыслы или подключаться к тем мыслям и эмоциям, которые транслируют в зал режиссер и актеры, но идти на «Иллюзии» стоит. Хотя бы для того, чтобы узнать, что современная русскоязычная драматургия, вопреки убеждениям многих, это не только обсценная лексика и «чернуха».
О том, какое место занимают «Иллюзии» в белорусской театральной реальности, «Культпросвет» поговорил с Александром Марченко.
эксперт Александр Марченко – руководитель Центра белорусской драматургии, актер, режиссер.
«Иллюзии» как текст
«Иллюзии» в постановке Татьяны Троянович я уже видел на «ТЕАРТе» (спектакль был показан в рамках белорусского шоукейса — «Культпросвет»). В первую очередь хочу сказать о пьесе Ивана Вырыпаева. Сам текст, конечно же, прекрасен: и язык, которым он написан, и структура. Он предоставляет читателю массу возможностей для диалогов с самим собой на затронутые темы. Несмотря на то что текст довольно легкий, приятный и увлекательный, вопросы, которые он поднимает, имеют очень широкий диапазон. «Иллюзии» — пьеса об иллюзорности мира, его серьезности, о том, как можно разрушить невзначай отношения, которые создавались на протяжении всей жизни. В ней есть актуальный в любое время пласт — наши взаимоотношения с жизнью и смертью. Что мы на своем пути успеваем построить, во что мы успеваем поверить, проникнуть, с кем мы проживаем свои дни.
Сейчас, когда становится все больше напряжения и люди начинают уничтожать друг друга, эти темы приобретают большую актуальность. Потому что любовь, про которую пишет автор, и та работа, которую нужно проделывать, чтобы ее сохранить, являются противоположностью той силе, что заставляет рушиться мир вокруг.
Иван Вырыпаев — современный драматург и режиссер, он занимается театром, ставит свои тексты и не боится этого, но он российский драматург. У нас есть такие же замечательные белорусские драматурги, которые, наверное, могли бы попробовать пойти таким же путем. Очень важно, чтобы современное драматургическое поле набирало силу в Беларуси. Несмотря на то, что ситуация за последние пять лет поменялась и современных текстов в театрах стало больше, мне кажется, этих прецедентов недостаточно, поскольку современной хорошей драматургии много.
«Иллюзии» как спектакль
Помимо «Иллюзий» Татьяны Троянович я видел постановки этого же текста Виктором Рыжаковым в МХТ им. Чехова и самим же Вырыпаевым в «Практике». Все три спектакля объединяет уникальность пьесы: основная часть действия разворачивается в голове и душе у зрителя вне зависимости от структуры постановки. Так, у Рыжакова актеры на протяжении всего спектакля пекут торт, у Вырыпаева молодые русские люди рассказывают историю двух американских пар. У Татьяны Михайловны (Троянович — «Культпросвет») мы видим, возможно, не выдержанную в возрасте концепцию. Тем не менее, это тоже люди, которые рассказывают о любви других людей.
Но, как ни странно, как только появляются артисты, которые в любой концепции начинают рассказывать этот текст, проживать его или не проживать, происходят некоторые потери по сравнению с тем моментом, когда я услышал «Иллюзии» в первый раз. Это было в рамках мастер-класса Вырыпаева, который он проводил в ЦБД.
Когда появляется актер, что-то меняется. Потому что актер в любом случае пропускает текст через себя, привносит свою точку зрения. Свои акценты выстраивает и режиссер, появляются декорации. И даже если они очень условные, они все равно выглядят как некие ударения, границы, и из-за всего этого происходит эффект сжатия смыслов. И происходит это не только в «Иллюзиях» Троянович. В этом своеобразная уникальность пьесы Вырыпаева.
«Иллюзии» Татьяны Троянович
Наблюдать за тем, как расставляет акценты другой человек, полезно и очень интересно. И чем больше есть возможностей сравнить интерпретации разных постановщиков, тем лучше. Можно, конечно, желать, чтобы актер достиг совершенной «ноль-позиции», не подключался, не вносил в текст что-то свое, но ведь это невозможно. Если есть человеческая энергия, она в любом случае является посредником между текстом и зрителем. Мне бы, может, и хотелось пожурить коллег за что-то, но сам факт возникновения этой работы таким способом здесь и сейчас гораздо важнее того, согласен я или нет с какими-то принципами ее воплощения.
Для меня безусловной ценностью является то, что этот спектакль есть в Минске, потому что это очень важная и честная попытка формирования нового театрального и актерского языка. Для любого зрителя очень хорошо и ценно оказаться в ситуации, когда совершенно очевидно нет четвертой стены между залом и актером, когда ее абсолютно осознанно разрушают. Это формирует новые правила игры — и зритель получает новые непривычные эмоции, он вовлекается в то, что происходит. Таких спектаклей в Минске немного.
Пространства, где нет расстояния между зрительным залом и сценой, — особенные, они требуют абсолютно иной манеры существования и от актеров, и от публики. В том числе, потому что ни тем, ни другим некуда спрятаться. Актеры не могут спрятаться за какими-то приемами, а зрители не могут укрыться в темноте от своих собственных переживаний.
Мне не удастся это сформулировать удачнее, чем сформулировал Виктор Анатольевич Рыжаков, который говорит, что одна из задач современного театра — коммуникация. То есть театр — это искусство коммуникации. И на «Иллюзиях» она происходит. При этом от спектакля к спектаклю опыт может быть более или менее удачным, ведь каждый показ неповторим – многое зависит от актуального настроения исполнителя.
На мой взгляд, все те вещи, которые есть в тексте Вырыпаева, в спектакле прочитаны. Некоторые, может быть, немного прямолинейно — например, выводы, красиво сделанные при помощи мультимедиа в финале. Но такое решение тоже имеет право быть.
«Иллюзии». Для кого?
Сегодня я смотрел на зрительскую аудиторию, видел там парочки разных возрастов и понимал, что спектакль работает, воздействует на них. Когда я посещал «Иллюзии» в прошлый раз, то видел много людей, связанных с театром, это была фестивальная публика, которая имеет более высокие требования, чем простой зритель, но и у нее постановка вызвала интерес. И это замечательно.
Тема спектакля доступна любому человеку, который захочет к ней прикоснуться, а вот эффект, то количество аллюзий, которое возникнет от «Иллюзий», зависит от зрительского багажа. Не отрицаю, что кто-то может предъявить к постановке претензии. Например, касательно того, почему герои все время разговаривают и рисуют фломастером на стенке. Но мне кажется, здесь все равно сработает магия театра.
Артисты делятся своей энергией, она вовлекает нас в поле спектакля. И если на «Иллюзии» придет человек чувствующий, не лишенный эмпатии, то он поймет этот театр.