Меню

Новости

«В маленькой усадьбе»

В этом году в рамках программы BELARUS OPEN форума «ТЕАРТ» показали сразу два спектакля режиссера Могилевского областного драматического театра Саулюса Варнаса – «Женитьбу» и «В маленькой усадьбе». Своими размышлениями о последнем с «Культпросветом» поделились профессионалы.

Людмила Саенкова, кинокритик

У меня странное ощущение от этого действа. Это что-то среднее между реальной жизнью обычной усадьбы и фантасмагорией. Реальность и мистическое, языческое, потустороннее. Все эти персонажи какие-то нереальные люди. По стилистике это напоминает рассказы Борщевского, что-то в этом роде.

«В маленькой усадьбе»: мнения, BELARUS OPEN, форум «ТЕАРТ», Андрей Москвин, Надежда Бунцевич, Наталья Якубова, Изольда Кавелашвили, Людмила Саенкова, «Культпросвет», «Женитьба», «В маленькой усадьбе», Саулюс Варнас, Могилевский областно драматического театр,

Но я иногда выходила из действа из-за переигрывания актеров. Начинались крики, эмоциональное нагнетание – и спектакль переставал интересовать. Поэтому он получился для меня каким-то неровным.

Люди в зале смеялись, но мне кажется, это не то, с чего надо смеяться. В то же время я понимаю, почему им было смешно. Потому что актеры переигрывали, гримасничали, вели себя как персонажи-клоуны.

Я увидела знакомый любовный сюжетный каркас, просто обрамленный в волшебный антураж. Ничего нового для меня.

«В маленькой усадьбе»: мнения, BELARUS OPEN, форум «ТЕАРТ», Андрей Москвин, Надежда Бунцевич, Наталья Якубова, Изольда Кавелашвили, Людмила Саенкова, «Культпросвет», «Женитьба», «В маленькой усадьбе», Саулюс Варнас, Могилевский областно драматического театр,

Изольда Кавелашвили, редактор, сценарист

Как будто смотришь чужой сон, настолько это необычно! Но все же вчерашний спектакль «Орхидеи» мне понравился больше.

«В маленькой усадьбе»: мнения, BELARUS OPEN, форум «ТЕАРТ», Андрей Москвин, Надежда Бунцевич, Наталья Якубова, Изольда Кавелашвили, Людмила Саенкова, «Культпросвет», «Женитьба», «В маленькой усадьбе», Саулюс Варнас, Могилевский областно драматического театр,

В сегодняшнем представлении в центре оказался любовный треугольник. Но если в «Орхидеях» была большая любовь, то здесь я ее не увидела. Начинаешь думать, за что героиня любит труса. Есть переигрывание, но нет правды. Когда призрак начинает пить водку, то этому не веришь. И этот постоянный ор – не знаю, что сказать.

Искусство должно обманывать нас, давать энергию, для того чтобы мы верили во что-то. Хотелось бы получать от театра позитивные эмоции.

«В маленькой усадьбе»: мнения, BELARUS OPEN, форум «ТЕАРТ», Андрей Москвин, Надежда Бунцевич, Наталья Якубова, Изольда Кавелашвили, Людмила Саенкова, «Культпросвет», «Женитьба», «В маленькой усадьбе», Саулюс Варнас, Могилевский областно драматического театр,

Наталья Якубова, театровед, Польша, Россия

Это очень важное обращение к драматургии Виткевича. Я так понимаю, первое в Беларуси. В этом году, кстати, празднуется его юбилей. Довольно часто эту пьесу считают наиболее легкой, постоянно к ней обращаются. По-моему, первый русский перевод Виткевича был выполнен именно по ней. В Литве первый спектакль по Виткевичу – тоже по ней. Но в ее иллюзорной легкости и подвох.

«В маленькой усадьбе»: мнения, BELARUS OPEN, форум «ТЕАРТ», Андрей Москвин, Надежда Бунцевич, Наталья Якубова, Изольда Кавелашвили, Людмила Саенкова, «Культпросвет», «Женитьба», «В маленькой усадьбе», Саулюс Варнас, Могилевский областно драматического театр,

На самом деле Виткевич написал пьесу в пику тому факту, что режиссерский театр его времени (1920-е) в основном обращался к реалистической драматургии, которую сам автор считал устаревшей. И тогда он написал пародию на реализм, с постоянными выяснениями, кто чей любовник и так далее. Он смеялся над тем, чему так много внимания уделяла драматургия рубежа веков. Например, вопросу наследственности.

Здесь важен якобы реалистический фон, соединяющийся с элементами фантастики, метафизики и абсурда, которые предлагает Виткевич.

«В маленькой усадьбе»: мнения, BELARUS OPEN, форум «ТЕАРТ», Андрей Москвин, Надежда Бунцевич, Наталья Якубова, Изольда Кавелашвили, Людмила Саенкова, «Культпросвет», «Женитьба», «В маленькой усадьбе», Саулюс Варнас, Могилевский областно драматического театр,

В этом спектакле многое было схвачено, но мне, например, мешал фантастический фон. Не было такого контраста, который должен был, по-моему, быть. Однако мне понравились исполнители ролей отца и дочерей. Как раз они подошли к изображению идеального сочетания иллюзорной реалистичности и метафизики, к ощущению относительности наших понятий о жизни и смерти, которое автор и имел в виду.

«В маленькой усадьбе»: мнения, BELARUS OPEN, форум «ТЕАРТ», Андрей Москвин, Надежда Бунцевич, Наталья Якубова, Изольда Кавелашвили, Людмила Саенкова, «Культпросвет», «Женитьба», «В маленькой усадьбе», Саулюс Варнас, Могилевский областно драматического театр,

Надежда Бунцевич, театральный и музыкальный критик (газета «Культура»)

Замечательный спектакль, сделанный очень стильно. В нем нет ни одной детали, которая бы не «играла»: если здесь что-то заявлено, то заявлено оно неслучайно и имеет свой смысл.

Блестящая игра со светом, и это несмотря на то что в Могилевском театре совершенно другая сцена. Я сейчас говорила с режиссером, он сетовал на то, что если бы у них было больше времени на адаптацию спектакля, то они бы выставили освещение по-другому. Но и в том варианте, который мы увидели, световая партитура впечатлила умением создать необходимую атмосферу.

А какая в спектакле живая музыка! Но кроме нее, это еще и огромнейший звуковой диапазон – от шороха серебристо-стальных листьев до криков в микрофон.

За время работы в театре Саулюса Варнаса очень выросли актеры, которых я видела и в других спектаклях: они поверили режиссеру, пошли за ним. А ведь все его работы очень необычны для белорусского театра. Он прекрасно чувствует индивидуальности актеров – не только то, на что способен каждый из артистов, но и куда он может расти.

«В маленькой усадьбе»: мнения, BELARUS OPEN, форум «ТЕАРТ», Андрей Москвин, Надежда Бунцевич, Наталья Якубова, Изольда Кавелашвили, Людмила Саенкова, «Культпросвет», «Женитьба», «В маленькой усадьбе», Саулюс Варнас, Могилевский областно драматического театр,

Контраст бытового и небытового, духовно-мистического проявляется на всех уровнях – от манеры говорить, пародийно пафосной у «реальных» персонажей и естественной у «призрака» хозяйки усадьбы, до визуального ряда и великолепных фантазийных костюмов.

И конечно, отмечу пластику. Я была потрясена акробатами. Подумала, неужели это так здорово обучают хореографии в Могилевском колледже искусств? Поинтересовалась – и мне объяснили, что взяли их в прямом смысле слова с улицы, ведь это ребята, которые катаются на скейтбордах.

Понятно, что спектакль рассчитан на подготовленного зрителя. Значит, в Могилеве, где ежегодно проходит «M.@rt.контакт», такой зритель есть. И он не появился сам по себе, его воспитали – и самим фестивалем, и такими постановками.

«В маленькой усадьбе»: мнения, BELARUS OPEN, форум «ТЕАРТ», Андрей Москвин, Надежда Бунцевич, Наталья Якубова, Изольда Кавелашвили, Людмила Саенкова, «Культпросвет», «Женитьба», «В маленькой усадьбе», Саулюс Варнас, Могилевский областно драматического театр,

Андрей Москвин, доктор гуманитарных наук, доцент Варшавского университета

Спектакль очень захватывает и держит первые сорок пять минут в огромном напряжении. Я увидел деформированный мир, о котором все время писал Виткевич. Странные люди, черное пространство, вместо живых листьев висят листья-стрелы…

«В маленькой усадьбе»: мнения, BELARUS OPEN, форум «ТЕАРТ», Андрей Москвин, Надежда Бунцевич, Наталья Якубова, Изольда Кавелашвили, Людмила Саенкова, «Культпросвет», «Женитьба», «В маленькой усадьбе», Саулюс Варнас, Могилевский областно драматического театр,

Отмечу точно найденный пластический, звуковой и вокальный рисунки. Соединение птичьего пения со странными звуками, которые непонятно откуда появляются. Все работает на идею попадания в странный мир, где после смерти жены все страдают.

Но мне не совсем понятно, зачем от этого спектакль переходит к чему-то психологическому, реалистическому. Вся странность рассыпается – и я попадаю в обычную бытовую драму, которую не очень интересно смотреть: я таких в жизни видел множество. Поэтому у меня были огромные проблемы со вторым актом. Да, в тексте Виткевича есть быт, но режиссер должен найти ключик к его интерпретации. И он был найден, однако потом про него забыли.

«В маленькой усадьбе»: мнения, BELARUS OPEN, форум «ТЕАРТ», Андрей Москвин, Надежда Бунцевич, Наталья Якубова, Изольда Кавелашвили, Людмила Саенкова, «Культпросвет», «Женитьба», «В маленькой усадьбе», Саулюс Варнас, Могилевский областно драматического театр,

Мне интересно было наблюдать за актерскими работами. Я уже давно знаю этот театр и поражен тем, как много режиссер вытащил из артистов, – это огромная работа. Думаю, они сделали для спектакля все, что могли. У меня здесь претензия скорее к режиссеру.

В финале члены семьи симпатично стоят друг около друга, но Виткевич ведь писал не об этом, а о том, как все распадается. Именно поэтому он сейчас и современен, потому что сейчас все продолжает распадаться, становится  хуже и хуже. А такой финал, очевидно, сделан для зрителя, для того чтобы он вышел из зала с чувством успокоения. В начале спектакля мы слышим много ключевых слов: боль, одиночество. Потом все исчезает и начинается обычное выяснение отношений. Но ведь герои спектакля – эгоисты, мы все эгоисты – это философия Виткевича. Мы только после смерти можем примириться друг с другом, дать напиться кофе или поставить свечку. Это страшная история. Наверное, ее и нужно ставить именно как страшную историю.

«В маленькой усадьбе»: мнения, BELARUS OPEN, форум «ТЕАРТ», Андрей Москвин, Надежда Бунцевич, Наталья Якубова, Изольда Кавелашвили, Людмила Саенкова, «Культпросвет», «Женитьба», «В маленькой усадьбе», Саулюс Варнас, Могилевский областно драматического театр,

Top