Свен Карья, театральный критик, отборщик фестивалей, Эстония
Это вполне фестивальный спектакль, здесь у меня нет вопросов, но вообще-то впечатления немного разные. Я очень поддерживаю решение не играть Горького в старомодной форме. Последние интерпретации Горького, которые я видел, были очень абстрактными, без временных координат. Но почему бы не поставить его в стиле гиперреализма с акцентами на сегодняшнюю жизнь? Поэтому первые минуты были для меня интересными.
И театр, и труппу я знаю давно, в ней много актеров-индивидуальностей. Самым интересным треугольником для меня оказался Васька Пепелев – Василиса – Костылев. Он был четче отработан.
В первой половине спектакля у меня появились вопросы к режиссеру по части техники. Первое действие было отыграно с низкой сценической энергией. К тому же когда показывались все жители ночлежки, было немного непонятно, где первый, где второй план, где фон… Второе действие смотрелось лучше, да и финал отличный. Но немножко не понравилось использование сцены. Все главные разговоры происходили в центре, перед лестницей, а это говорит о не очень большой фантазии режиссера.
Маргус Кастерпалу, руководитель Национального эстонского театрального фестиваля «ДРААМА», режиссер, Эстония
Я думаю, что режиссер хотел помочь сегодняшнему зрителю – и помог. Сейчас «чистого» Горького воспринимать еще труднее.
Месседж постановки – в финальной песне «Без шансов, без вариантов». Есть люди, у которых нет шансов, нет будущего. Это спектакль о том, есть ли возможность оставаться в таких условиях человеком. Но еще одна тема появляется с добавлением режиссером новостройки. Ведь город развивается, и такие места просто пропадут, а куда пропадут люди? Именно об этом я стал думать после спектакля.
Было заметно, что труппа из Бреста, что она приехала сюда на гастроли. Может, технические условия были другими или как-то сказалось, что в зале было мало зрителей, но первый акт оказался нервным. Видно было, что актеры не очень охотно играли. Но после антракта они взяли себя в руки, и уже в течение второго акта стало ясно, что в их игре есть мысль.
Я не понаслышке знаю, сколько теряют постановки на гастролях. Не стоит быть слишком критичными. Понятно, что определенные вещи могли не сработать в этот раз.