Театральная государственная политика
Первый заместитель министра культуры Ирина Владимировна Дрига отметила, что на увеличение денежных вложений государства в театральную сферу рассчитывать не придется: «Больше зарабатывайте сами! Давайте вместе искать спонсоров».
Разделение спектаклей на группы
В Министерстве уверены: эта Национальная премия лучше, чем предыдущие. В нынешнем году было несколько нововведений. Программа распределилась на блоки по видам театра (драматический, кукольный, музыкальный). Работало и три состава жюри – профессионалов именно в своей сфере. Также ввели номинацию «Меценат театра». Насколько эти новшества оправдали себя? Нужны ли другие изменения?
Большинство театральных деятелей положительно отнеслись к этому нововведению.
Екатерина Николаевна Дулова, ректор Белорусской государственной академии музыки, председатель жюри в сфере музыкального искусства: «И жанровая природа, и среда, и история драматического, музыкального и кукольного театров совершенно разные».
Однако было и критичное мнение: мол, так не складывается общая картина. Театральный критик Елена Александровна Мальчевская затронула тему сосуществования большой и камерной форм, ведь важно, чтобы последняя нагоняла первую. Потенциал здесь есть у Центра экспериментальной режиссуры и Центра белорусской драматургии.
Номинации
И члены жюри, и режиссеры, и критики предлагают ввести расширенные номинации по актерской работе: «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая роль второго плана».
Доктор философских наук, профессор Вадим Алексеевич Салеев: «Как получилось, что в номинации «Лучший актер» даже нет гендерного разделения? Мы выбирали между мужчинами, женщинами – всеми!»
Доцент кафедры истории и теории искусств Беларусской государственной академии искусств, кандидат искусствоведения Галина Владимировна Алисейчик: «Есть диспропорция: шесть номинаций по режиссуре и лишь одна художнику-постановщику. Мы же идем к визуализации жизни! Роль художника сейчас возрастает».
Ратовали и за номинацию «Лучший композитор», особенно важную для музыкального театра.Поступали и предложения обратить больше внимания на художников-постановщиков.
Кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Белорусской государственной академии музыки Радослава Николаевна Аладова: «То, что наши композиторы на вручении сидели на балконе (кстати, болезненно это восприняли), отражает отношение к ним».
Прокомментировала ситуацию с номинацией «Дебют», которая так никому и не досталась Елена Александровна Мальчевская: «По правилам она должна вручаться режиссеру до 35 лет, представляющему первую работу. Это что-то из области фантастики! Понятно, что постановщики не делают на большой сцене свои первые спектакли».
Предложили также не обделять вниманием авторов пьес и открыть номинацию «Лучший драматург».
Жюри
Многие отметили сложности в работе жюри: из-за всяческих нестыковок они просто не успевали посмотреть все номинированные спектакли во время конкурса. Спасало лишь то, что постановки шли и до премии.
Разгорелись споры о том, кто вообще должен определять победителей. Режиссеры высказались за регламент Академии, когда голосует не пара человек, а все театральное сообщество.
Художественный руководитель Национального академического театра им. Янки Купалы Николай Николаевич Пинигин: «Жюри голосует лишь за свои театры. Данная процедура не отражает мнение большинства. В процесс должна быть включена вся театральная общественность. А так у жюри проходило какое-то тайное голосование. Интересно, что там обсуждалось? У них должен быть день молчания. Критик на Западе смотрит спектакль, голосует, уходит, а потом за круглым столом все обсуждают итоги. Потом, а не до».
Художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии Александр Федорович Гарцуев: «Я пообщался с коллегами – у них кроме иронии результаты премии ничего не вызывают. Надо возвращаться к регламенту Академии».
Члены жюри ответили возмущенным режиссерам, что подобные идеи – утопия. К ней уже обращались. В итоге на некоторых спектаклях появлялась от силы четвертая часть многочисленного жюри.
Директор – худрук
Серьезное сражение прошло и между директорами и художественными руководителями театров. Правда, последние ни слова не сказали. А директора признали, как свою значимость, так и величие худруков.
Вадим Алексеевич Салеев: «Директор – хозяин-барин, он ни перед кем не отчитывается. Но роль худрука, хоть она и пониже, тоже важна».
Людмила Алексеевна Громыко, главный редактор журнала «Мастацтва», театровед: «Эра директорского театра окончена».
Эдуард Иванович Герасимович, директор Национального академического драматического театра им. Горького
«Я хочу понять: что такое закат директорского театра? Когда из него уходит лидер, наступает закат. Я для себя вывел формулу: директор не должен иметь жену в театре, писать пьесы. Он всегда на полшага впереди художника. Если творца в порывах куда-то далеко уносит, рядом должен быть директор. Если я наломаю дров, со мной распрощаются в течение полутора дней. И все! Так что директор – самый незащищенный сотрудник театра».
Региональный театр
Все признали, что региональные театры подтянулись в этом году, показали конкурентоспособные работы. Вадим Алексеевич Салеев вообще сказал, что самый эстетичный спектакль, на его взгляд, представил на конкурсе Могилевский драматический театр. Но поговорили и о проблемах.
Галина Владимировна Алисейчик: «Полоцк, Барановичи должны получить театры. Конечно, не факт, что маленький город потянет это. Но можно, как в маленьких западноевропейских городах, создавать театральную дирекцию – площадку, привозящую спектакли».
Вадим Алексеевич Салеев: «Надо создать фонд по поддержке театрального искусства: объединить усилия Министерства культуры и современного бизнеса и направить их на поддержку регионов. Мы уже 25 лет думаем, как сделать театр в Полоцке. И никак не можем придумать!»
Проблемы насущные
Больше всего вопросов было к музыкальному театру, который не предоставил жюри выбора.
Екатерина Николаевна Дулова пояснила, как так вышло и что нужно делать: «У нас один театр оперы и балета и один музыкальный. Это объективная реальность, ее не изменишь. Нужно расширить количество спектаклей в период работы комиссии, чтобы в отборе участвовало несколько претендентов».
В драматическом театре Вадим Алексеевич Салеев выделил две основные проблемы. На конкурсе не было представлено ни одного спектакля по классической русской драматургии: «У нас смотр не национальной драматургии, а национальных театров, поэтому он должен быть широким по охвату. Мы выросли из русской классики». Другая проблема – относительная неудача академических театров: «Русский по заслугам победил, и театр им. Якуба Колоса – молодец. Но то, что первая сцена Беларуси – Купаловский – второй год подряд не получает ничего, заставляет задуматься».
Кукольный театр был признан лучшим в Беларуси: популярным среди зрителей, коммерчески успешным, известным в Европе. Вот только не все разделили его тотальный характер. Прозвучало мнение, что он должен развиваться в рамках только кукольного искусства, без включения элементов драматического.
Вопросы без ответов:
- Проводить обсуждения со зрителями после спектаклей;
- Создать возможность для комиссии при отборе спектаклей просматривать их живьем, а не на дисках;
- Решить проблему с дефицитом детских постановок (театр не выполняет важной воспитательной функции);
- Разобраться с нехваткой кадров в театре и театральной критике.
Победители «Национальной театральной премии»