«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые интересные и неоднозначные спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».
Что смотрим
«Войцек» Георга Бюхнера, поставленный на Камерной сцене Купаловского театра Юрой Диваковым (художница Таня Дивакова, хореограф Анастасия Лаптинская), стал, наверное, одним из самых заметных и значимых событий театрального сезона. Спектакль получился настолько «неформатным», выходящим за рамки привычного театра, которым заполнена белорусская сцена, что мнения о нем почти безальтернативно разделились на восторженный прием и резкое неприятие. Причина последнего, кажется, не в содержании совершенно внятной истории солдата Франца Войцека, убившего свою сожительницу, который в спектакле, в отличие от пьесы Бюхнера, не жертва социума, а осознающий (даже слишком хорошо) реальность человек. А в том, что это спектакль, требующий для адекватного восприятия его формы определенной работы зрителя, эмоциональной и интеллектуальной, как во время, так и после спектакля, эстетической подготовленности, что совсем не означает его предназначенности только для специалистов, интеллектуалов и эстетов.
«Войцек» – своеобразный ребус из визуальных образов, музыки, текста и изломанных тел, организованный хаос из жестокости, физиологии и психодела, рождающий почти небесную гармонию и умиротворение.
Своими впечатлениями о «Войцеке» и мнением, почему форма решает все, с «Культпросветом» поделилась Ксения Прудникова.
Гость Ксения Прудникова – директор агентства prkvadrat
Перед спектаклем
Мои отношения с театром можно охарактеризовать словом ожидание. Я не являюсь заядлым театралом, но к талантливым людям отношусь с трепетом человека, которому «не дано творить», и ожидаю, что рано или поздно отчаянно влюблюсь именно в искусство театра.
О театральных впечатлениях
Одно из самых ярких театральных впечатлений я получила еще студенткой, около 20 лет назад, когда попала на постановку Notre-Dame de Paris в Берлине. Декорации, игра актеров – это вполне предсказуемый восторг. Но особенно впечатлил тот факт, что сама постановка была лишь частью отстроенной развлекательной инфраструктуры: зоны автографов, сессии общения с актерами, фотозоны, merchandising, возможность ужина с актерским составом, путешествие за кулисы… Такое полноценное событие, когда ты приходишь в театр на 4-5 часов и погружаешься в атмосферу происходящего на сцене и вне ее. Сейчас осознаю, что это один из тех моментов, который повлиял на выбор профессии.
Однозначно, меня больше интересует современный театр, «нишевые» события. Театр для меня – один из пунктов, по которому можно понять, как конкретное общество осознает мир вокруг; возможность столкнуться с локальным культурным кодом.
Однажды в Лондоне мы проходили мимо спрятанной во дворах церкви и гид порекомендовал попасть туда на театральную постановку. Нам повезло оказаться на «Острове Сокровищ» – интерактивном семейной спектакле в английской церкви. Неожиданное и сильное впечатление. Сначала сюжет разворачивался в самой церкви, были задействованы орган, алтарь, обыгрывался свет из витражных окон. Эффектно, готично! Нужно психологически перестроиться, что церковь – это не только «храм господний», но и часть социальной и культурной жизни общества. Пока это непривычные реалии.
Далее действие продолжилось в саду. Нас разделили на группы, спектакль одновременно шел на нескольких площадках, актеры играли среди зрителей, делая их частью сюжета. Мы меняли локации и, по сути, видение спектакля у разных людей получилось разное.
У нас были роли, мы могли сами дозировать свое участие в пьесе. Мы пережили не только сюжетные перипетии, но и вполне реальные погодные явления: закат, лондонский дождь, который сначала приняли за часть сценария, потому что его начало получилось абсолютно синхронным со сценарным началом бури на море! Конечно, такая интеграция пространства, актеров, сюжета, зрителей создает незабываемый опыт.
В Алматы люблю современный театр АРТиШОК, на сцене которого выступают питерские и московские ребята. Билеты на месяц раскупаются за пару дней, хотя город не претендует на звание культурной столицы.
Что касается Минска, пока нет впечатления, что театральная жизнь является сильной стороной города. Это, конечно, не означает, что такое не произойдет в будущем. Давайте назовем это «ожиданием».
После спектакля. Впечатления и ассоциации
Целенаправленно не читала интервью, рецензий на спектакль, чтобы не пережить эффект «неоправданных ожиданий».
«Войцек» – приятный сюрприз для меня. С самого начала. Когда вошла в зал – это напомнило легендарный The Old Vic. Да, снова Лондон (улыбается). Тот же принцип зонирования: маленький зал, сцена на уровне зрителя, декорации по периметру. Тогда меня порадовала «демократичность театра» и зрителей: девушки в вечерних черных платьях со шлемами от мотобайков, элегантные пары 60+ с бокалами вина.
А в постановке играла сама Кристин Скотт Томас. Мировая киноактриса на расстоянии 5 метров! Эта близость создавала неизгладимое впечатление. Когда физически находишься на одном уровне, то просто безальтернативно погружаешься в происходящее. Для меня это и есть театр – находиться внутри, эмоционально быть частью происходящего.
О форме и содержании
Скажу честно, я часто теряла нить повествования. Не потому, что непонятно. Просто форма перекрыла содержание. И это лучшее, что могло произойти.
Я верю, что мы живем в то время, когда форма подачи является определяющей, когда фундаментально изменились способы передачи и усвоения знаний, опыта. И для меня было важным увидеть отражение этой тенденции в белорусском современном театре.
В спектакле зацепили цветовые акценты, символичные арт-объекты, отработанные по визуальной подаче образы героев. Постоянно ловила себя на мысли, что мне интересно, к какому еще визуальному формату прибегнут, какие образы возникнут? Было много хорошего: от желтых уток и фееричной россыпи золотого мусора из штанин до героини, флегматично надувающей черные шары… Выглядело как красивый клип-арт.
Я не читала пьесу и не могу ответить, стоит ли это делать перед спектаклем. Зависит от цели. Если для вас важна интерпретация режиссера, то стоит прочесть, и просмотр будет своего рода ментальным упражнением. Если хотите просто получить удовольствие от постановки, то можно обойтись без предварительной подготовки. Правда, я теперь обязательно почитаю, что же «хотел сказать режиссер», меня заинтересовала его интерпретация.
О героях
В спектакле созданы яркие, выразительные образы. Они прекрасно вписаны в актеров, или актеры вписаны в них. Думаю, это естественно. Только так и должно быть.
Мой фаворит – образ Доктора (Михаил Зуй – прим. «Культпросвета»). Обаятельный фриковатый фиолетовый наркоман.
Абсолютно гармоничный в своей нервозности образ Капитана (Александр Зеленко – прим. «Культпросвета»). Суетливость, неуверенность, подчеркнутые бесформенным телосложением и манерой говорить, – четкое попадание в типаж отставного и отчаявшегося военного.
Шикарна Мари (Светлана Аникей – прим. «Культпросвета»). Такой монохромный, истеричный образ с утрированной сексуальностью. Искренне наслаждалась ее игрой.
Главный герой Войцек (Александр Молчанов – прим. «Культпросвета») для меня не получился главным. Он скорее выступал как проводник ряда ситуаций, как модератор, неформальный лидер, который не выходит на первый план, но является катализатором событий.
О чем
Для меня «Войцек» – это спектакль о том, как человек пытается пережить личную трагедию. Но сделать это… не грустно. Несмотря на то, что ситуации, по сути, трагичны, они так ярко визуализированы, что понимаешь: да, в жизни много моментов, которым ты не можешь поставить плюсик, но в них можно найти свою трогательную красоту.
В итоге для меня «Войцек» – это, в первую очередь, красивый спектакль. В нем нет дорогостоящих декораций и впечатляющих спецэффектов, но он завораживает деталями, цветом, отстроенным сюжетом, использованием визуальных подходов.
Кому и зачем смотреть
На «Войцека» стоит идти эстетам или тем, кто себя ими считает. Тем, кто видит свое будущее в театральной среде. И, конечно, тем, кто ищет новых впечатлений. Ради ярких впечатлений можно прыгнуть с банджи джангл, а можно пойти в театр. И вполне возможно, что во втором случае впечатления будут сильнее.
Я советовала бы посмотреть спектакль и тем, кто скептично настроен по отношению к современному театру. Как расширение способности принимать, воспринимать, видеть красоту альтернативных решений.
Мне искренне жаль, что постановка мало прожила и на момент публикации этого текста будет снята. Как уличные музыканты и уровень их творчества влияют на культурное восприятие города, так и театральные постановки типа «Войцека» могут формировать представление о Минске как о городе, которому есть что сказать.