«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые интересные и неоднозначные спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».
Что смотрим
В любом театре существуют спектакли-символы, сыгравшие в его истории значительную роль. Для Купаловского театра такой постановкой является «Паўлінка» Янки Купалы, для Колосовского в Витебске – «Несцерка» Виталия Вольского, для довольно молодого по сравнению с академическими сценами Республиканского театра белорусской драматургии таким символом, наверное, стала фолк-опера «Адвечная песня».
В 2002 году на сцене театра поэму Янки Купалы поставил Сергей Ковальчик, музыку фолк-оперы написал Тимур Калиновский. Спектакль, который сочетал, казалось бы, трудно совместимые элементы, обращался к национальной и общечеловеческой тематике, с момента создания был любим публикой и критикой, собирая не в пример главному герою постановки, Мужику, щедрый урожай наград на разнообразных фестивалях.
Тема круговорота человеческой жизни и история отдельного человека, сливающаяся с историей народа, помещенные в условные декорации, в сочетании с пением и танцами оказались настолько востребованными, что в 2015 году спектакль отреставрировали и вернули на сцену в слегка обновленном виде, сохранив неискоренимый оптимизм постановки и ее главное украшение – исполнителей.
Своим мнением о том, способен ли спектакль оставаться вечно живым, актуальны ли темы «Адвечнай песні» и чего не хватает белорусскому театру, с «Культпросветом» поделился Александр Василевич.
Гость Александр Василевич – директор рекламного агентства Vondel/Hepta.
Перед спектаклем
Минск vs Бродвей
Так получается, что в Минске мы редко ходим в театр. Последний раз в театре мы были, наверное, в Нью-Йорке. Перед поездкой стараемся найти и купить билеты на самые живые и свежие театральные постановки. Именно там несколько лет назад нас порадовал саркастичный мюзикл The Book of Mormon, от создателей South Park, год назад посмотрели крутейший The curious incident of the dog in the night-time. Но самым офигенным был Ричард III с Кевином Спейси в BAM Harvey Theater в Бруклине. Для нас это было испытанием: сложный язык даже для тех, кто хорошо его знает. Но сценография, актеры, режиссерская работа, наверное, самые сильные из того, что я когда-либо видел. Впечатлило и само пространство, в котором шел спектакль, – старый, разбитый театральный зал, законсервированный с торчащими прутьями и кусками лепнины на них.
В Минске посещение театра превратилось в постоянный поток разочарований. Придем, посмотрим – скучно, грустно и неинтересно.
В РТБД мы были очень давно, и никаких особых ожиданий от спектакля нет. Почитал, что это фолк-опера и что к созданию спектакля имеет отношение группа «Палац». Хочется посмотреть, что получилось, но боюсь того, что может нас ожидать. Не хочется нарваться на псевдофолкмузыку, которую крутят во время ярмарок у Дворца Спорта с живой рыбой. С другой стороны, это может быть модерновый электронный фолк, с которым работает «Палац» или Shuma, и это абсолютно другая история.
Национальная тематика в театре может быть интересной. Как интересен был и ранний Янка Купала, пока он не начал воспевать уныло-крестьянский образ жизни. До этого он был достаточно «вытанчаным» персонажем. Если постановщикам «Адвечнай песні» удалось сохранить лучшее из его работ, соответствующе упаковать и преподнести зрителю, будет замечательно, а если получился агрокультурный треш – жаль.
После спектакля. Впечатления
Тематика
К сожалению, вся эта история абсолютно меня не трогает. Может быть из-за того, что в детстве в деревне я был всего пару раз. Я понимаю, зачем в советское время из всей белорусской истории делали бесконечную байку про тяжелую «сялянскую» жизнь. «Абецадарщина» была оправдана с идеологической точки зрения, но непонятно, зачем поддерживать эту байку сейчас. Возможно, это как-то близко 20 процентам сельского населения, которое осталось в нашей стране, и проблематика круговорота сельской жизни должна их беспокоить. Я понимаю, что у нас всех «вёскi» и сельские корни, но это наследие советской истории и культуры про тяжелую судьбу белорусского «сялянства», «пра прыгоннага мужыка», войны-войны-войны и непроглядный ад существования – это все вне современной культуры.
Старое, очень старое
Спектакль грустный, но по другим причинам. Во-первых, профессионально поет в нем только пара человек. Во-вторых, видно, что над частью аранжировок поработали, а часть по своему звучанию не отличается от ресторанных. В-третьих, игра актеров. Боюсь, так играли в XIX веке: со всеми гипертрофированными переживаниями на лице, нюансами, сложностями и сальными шуточками. Что все это делает в современном белорусском театре, я не понимаю.
Возможно, для нашего театра все проблемы вечно живые, но мне кажется, что тема цикличности жизни уже давно остыла. Если же так хочется гонять эту бесконечную тему круговорота, можно удариться, например, в мистицизм, но тогда и воплощение должно быть абсолютно другое. Если хочется все же остаться в фольклорной теме, то и фолк тоже можно подать совершенно иначе. Это все давно пора переработать и сделать что-то новое. Хотя, может, это я такой замороченный и хочу чего-то сложного, каких-то прорывов, чтобы душа закипала и сердце билось? После хороших спектаклей уходишь с ощущением, что тебя зацепило и проняло до пяток. Так бывает на постановках Свободного театра. К ним может быть много претензий, они не все лучшие актеры современности, темы у них иногда слишком политизированы, но их работы цепляют. Они умеют достучаться до аудитории.
Об «Адвечнай песне» можно сказать, что люди старались. Но все это – осовремененный лубок, существование которого вообще не имеет никакого культурного смысла, как и вся классическая триада «мужык-лапці-сялянства». Я, может, и в состоянии оценить поэтику подлинного фольклора и аутентичные народные костюмы, но другие это не ценят по своим причинам. У нас, в отличие от Украины, этого осталось мало. А аутентика всегда интересна, как и ее классная переработка, – тот же ранний «Палац». Из материала, который использован в «Адвечнай песне», из текста Купалы, думаю, можно сделать хорошую современную постановку. В спектакле даже есть несколько потенциальных хитов, которые можно вытянуть. Но олдскул, который мы видели сегодня, печален.
Чего не хватает белорусскому театру
Сейчас мир – это, по большому счету, конкуренция контента. Вы можете смотреть все, что хотите, практически любые новинки театрального мира. Конечно, не сразу, не самое свежее, но, в принципе, никто не мешает куда-то поехать. Купить самые дешевые билеты на самолет, пожить в хостеле и потратить деньги на спектакль с лучшими актерами. Такие возможности открыты многим. И то, что мы можем увидеть хотя бы на видео, и многие постановки белорусских театров – это небо и земля, и такая ситуация угнетает.
В современных спектаклях очень сложная, навороченная сценография: и технологически, и по задумке, и композиционно. В наших театрах такого нет.
Нет актуальности. Почему, например, The Book of Mormon был одним из самых популярных спектаклей? Потому что был создан, что называется, на злобу дня, иронизируя над многими актуальными культурными, этическими и политическими вопросами. А в нашем театре часто занимаются самоцензурой, поэтому большинство постановок вылетает из контекста. Театр ведь отличается от кино или сериалов тем, что он живой, он может рассказать любую историю со страниц газет или интернета, преломив ее и превратив в глобальный, значимый проект.
Нашему театру часто не хватает именно актуальности и технологичности.
Театру нужно наворачивать интеллект людей и проникать в сердце более сложными способами, чем это происходит в кино или сериалах с их упрощенными и иногда разжеванными историями. Хочется, чтобы в белорусском театре происходило движение в эту сторону, чтобы чувствовалась жизнь, чтобы люди пытались найти новые формы. А для этого надо смотреть, питаться чужим опытом, работать над собой.
Кому и зачем смотреть
Есть люди, которые восхищаются любого вида творчеством. Вот пришел домой, отсидев на скучных уроках, отпахав на унылой работе, и начал творить, декупаж сделал, макраме сплел. Думаю, они бы вдохновились и впечатлились масштабом постановки, почувствовали, что создатели спектакля старались, их бы это все порадовало.