Вместо тысячи слов или шести тысяч знаков от редакции — фото лучших подарков этой осени. А в материале — комментарии постоянных зрителей фестиваля «ТЕАРТ».
Владимир, финансовый директор
Пристрастился к такому театральному формату с первого фестиваля (улыбается) и рад, что есть такое пиршество для минского зрителя! Выбор спектакля зачастую обусловлен именем режиссёра. Богомолов, Коршуновас, Серебренников — это те, кому ты готов доверить свой вечер без всяких аннотаций и рекламы. Неожиданно приятно удивляют порой и белорусские постановки, например, спектакли Могилевского театра кукол, режиссура Евгения Корняга и пластические формы SKVO’s Dance Company. В театр, как правило, попадаю не один, билеты покупаю с запасом, но не больше 4-5. (Смеется). Мои личные разочарования из увиденного – постановка Пиппо Дельбоно «Орхидеи» — абсолютно не мой театр, хотя было столько восторженных отзывов после?! Из неувиденного — «Донка. Послание Чехову» — отмена спектакля за считанные минуты до начала. Иногда поражает выбор маленьких театральных площадок для большого города и невозможность достать билеты, но сам факт проведения фестиваля очень радует.
Сергей, сотрудник банка
«ТЕАРТ» посещаю третий год. В этом году иду на «Беларусь 4:33. Город солнца. Точка ноль», «Опиум», «Последнюю ленту Крэппа». Это не только Коршуновас, но и Будрайтис. Мне кажется, надо успеть застать великих людей в их стихии… просто хочется насладиться превосходной игрой и режиссурой. Со мной спектакли посещают друзья в количестве 12-13 человек. Вот и ответ! Мы любим совместные походы в театр: не только увидеть, но и обменяться мнениями и т.д. Нет, разочарований не было. Вероятно, потому что предварительный отбор идет на основе отзывов или осмысления собственных ожиданий.
Наталья Алексейчик, библиотекарь
В театр хожу сколько себя помню: сначала это был Театр кукол, потом ТЮЗ, Купаловский, Русский. Поэтому очень рада и благодарна людям, которые придумали этот фестиваль. У нас появилась уникальная возможность смотреть интересные спектакли, на которые не попасть на их родине. Фестивальные спектакли смотрим всей семьей уже 4 года. Открыли для себя Херманиса, Бутусова, Остермайера, Коршуноваса, внучку Чаплина. Посмотрели произведения Чехова, Гончарова, Брехта и многие другие. В этом году купили билеты на Бутусова, Лелявского и уже предвкушаем эти события. Ходим большими компаниями с друзьями, детьми и родственниками. Для нас это большой праздник!
Евгений Бачищев, руководитель контроллинга «Атлант Телеком»
К сожалению, не могу похвастаться многолетним посещением «ТЕАРТа». С этим фестивалем я познакомился лишь в прошлом году, но могу уверенно заявить, что в моём лице «ТЕАРТ» приобрел постоянного зрителя.
В прошлом году я постарался посетить максимальное количество спектаклей, делая акцент на громких именах. При этом были случаи, когда критики восторженно отзывались о работах, на которые я по тем или иным причинам решил не идти. В этом году подобных ошибок я не допущу и лучше буду жалеть о потерянном зря времени, чем об упущенной возможности. Поэтому я планирую посетить все спектакли фестиваля, за исключением некоторых отечественных, которые мне уже удалось посмотреть.
В пользу моей позиции также говорит довольно строгий отбор участников — не думаю, что в их перечень может попасть откровенно слабая постановка. Также мой опыт театрального зрителя говорит, что подобные фестивали (в пример также могу привести недавний фестиваль театров кукол) всегда остаются ярким пятном в воспоминаниях, поводом для обсуждений, дают богатую пищу для размышлений и позволяют узнавать театральные тренды.
Я, безусловно, не скрываю своей любви и увлечённости театром и делюсь своими впечатлениями в социальных сетях и в личном общении, когда это уместно. Охотно даю советы о том, что посмотреть, если есть соответствующий запрос. При этом, если честно, в отношении похода в театр стараюсь избегать компании, так как меня это отвлекает. В моём случае скорее можно говорить не о приобщении старых близких друзей к театру (с ними у меня остаётся много других общих тем), а о приобретении новых интересных знакомств в театральной среде, которые помогают воспитывать вкус, расширять горизонты собственного восприятия и просто по-человечески приятны.
Честно говоря, были работы, которые выглядели слабее прочих в рамках «ТЕАРТа», но даже их уровень был не хуже большинства спектаклей, которые можно сейчас видеть на сцене наших театров.
У меня есть особая нелюбовь к субтитрам, думаю, что со мной согласятся многие. В прошлом году мне понравилось, что на спектакле «Латышская любовь» раздавали наушники для перевода. Это позволяет меньше отвлекаться от актерской игры. Уже в финале фестиваля был какой-то явный технический сбой с субтитрами на спектакле «Как вам это понравится». Я весьма посредственно знал текст пьесы, прочесть что-то было крайне проблематично, поэтому впечатление от постановки было сильно искажено.
Но подобные казусы меркнут на фоне общего впечатления, которое дарит «ТЕАРТ». Я знаю, что фестиваль организовывают профессионалы, и уверен, что они учтут все недочёты предыдущих лет.
В тексте использована работа Рене Магритта