«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».
Что смотрим
Женская дружба давно является предметом всевозможных шуток. В пьесе же французского драматурга Ясмины Реза «АRТ» предметом иронии становится дружба мужская. Картина модного художника превращается в настоящую угрозу для отношений трех старинных приятелей: на ее абсолютно белом фоне разворачиваются нешуточные страсти самых разных цветов вплоть да глубочайшей черной ненависти. Интеллектуальный юмор здесь тонко маскирует драматизм ситуации, доходящей до абсурда, и дополняет серьезность темы, словно соус основное блюдо.
Белорусский зритель познакомился с «АRТ» почти двадцать лет назад. Поставленный в Малом театре Николаем Пинигиным спектакль отличался французской легкостью и покорял игрой занятых в нем Виктора Манаева, Сергея Журавля и Игоря Забары. А в конце 2015 года режиссер опять обратился к пьесе, которая заняла свое место в репертуаре Купаловского театра.
Своими впечатлениями о спектакле «АRТ», а также рассуждениями о символизме белой картины, искусстве и универсальности описанной в пьесе ситуации с «Культпросветом» поделился Богдан Коровец.
Гость Богдан Коровец — директор интернет-компании Astronim*
Перед спектаклем
В различные периоды жизни у меня были разные отношения с театром. Был период, когда я очень любил Молодежный, тогда он только начал свою работу. Потом было время увлечения «Вольнай сцэнай». Что касается Купаловского театра, для меня это всегда был театр очень классический и даже «далёкий». Он ассоциируется с абсолютным классицизмом, как и его здание. Ты не ожидаешь, что в таком здании встретишь, грубо говоря, модерн.
Ожидания от постановки «АRТ», конечно, есть. Спектакль проанонсирован как рассказ об отношениях сорокалетних друзей, переживающих кризис среднего возраста, поэтому интересно, какие же у них конкретно проблемы и какой срез отношений будет взят.
После спектакля. Впечатления
Итак, было даже немного удивительно увидеть на сцене Купаловского театра такую постановку, как «АRТ». Это современная драматургия, настоящий модерн, и в том, что театр обращается к подобному материалу, наверное, и заключается его развитие. Но если говорить не о драматургии, а о самой постановке, то она по сути классическая. Было, безусловно, интересно, но все же первая половина спектакля воспринималась тяжело. Все, что мы видели на сцене, — это классическая школа. Грубо говоря, взгляд в прошлое, несмотря на то, что это современная европейская пьеса. Но поднятая в ней проблематика — вне времени.
Актеры прекрасно раскрыли характеры своих героев, они абсолютно четко выведены. Я узнавал разных людей, причем не обязательно мужчин. Да и ситуация абсолютно универсальная. В большинстве семей, думаю, присутствуют представленные в спектакле типы, которые воюют между собой. Определенно, я понимаю поведение каждого из трех героев, ведь я симбиоз Сержа и Марка. Непримиримость одного и претенциозность второго — это мой двуглавый конёк-горбунок.
Вообще, изображенная в спектакле ситуация может быть применена к любой группе людей, которые довольно долго живут вместе. Это касается и друзей, и семьи. Это спектакль о людях и отношениях, в которых они находятся. Люди меняются, развиваются, и в какой-то момент становятся очевидными различия между ними. Изначально люди могут сходится именно из-за разности, дополняя друг друга, но потом она начинает экстремизироваться и реально может принять такие масштабы, что человека просто невозможно видеть, как это и было показано на сцене. Мне было интересно следить за тем, каким же образом герои выйдут из этой ситуации и смогут ли вообще ее разрешить. Хотя уже примерно на 15-20 минуте я сказал жене, что картину обязательно разрисуют, не мог решить только в середине спектакля или в конце. Но, правда, нарисованный лыжник был всё же сюрпризом. Его образ так многогранен, что даже не берусь начинать его анализировать, а вот с абсолютно белой картиной всё просто —? это чистая канва, на которой любой человек нарисует в уме что-то своё. Символ «ничего» и «всё» одновременно.