Новогодние праздники «Культпросвет» решил завершить беседой с фронтменом и бессменным лидером группы «Дай Дарогу!» Юрием Стыльским. Открываем популярного белорусского рок-н-рольщика с неожиданных сторон и делимся хулиганской афишей на январь.
В детстве моя старшая сестра училась играть на фортепиано, и я слушал очень много классической музыки.
Кроме того, что она постоянно играла, мы с ней часто ходили на концерты симфонических оркестров. Музыки было до такой степени много, что самому не хотелось садиться за инструмент! Сейчас я немного сожалею об этом. Но когда я понял, что из гитары можно извлекать приятные звуки и для этого совсем необязательно быть особо одаренным человеком, я начал развиваться в этом направлении. Научился играть песни Цоя, и на дворовой шестиструнной гитаре они звучали ничуть не хуже, чем на кассетах, хотя у него в то время была электрогитара. А так как существенных отличий я найти не смог, считал себя почти Цоем.
На самом деле ничего особенного в истории создания «Дай Дарогу!» нет.
Просто хотелось играть, прикольно проводить время вместе и хотя бы чем-то увлекаться. А еще очень хотелось записать альбом и доказать всему миру, что мы рубим панк-рок не хуже, чем Biohazard или Sex Pistols. Конечно, были ориентиры: хотелось играть как Dead Kennedys, например. Но мы убедили себя в том, что нормального панка в Беларуси нет, и просто стали его делать. Я помню, как носился с этой кассетой, и мне казалось, что нас должен услышать весь мир, хотя запись там говно, но любители ортодоксального панка утверждают, что это наш лучший альбом (первый студийный альбом «Дай Дарогу!» «Зарубило», 1999 г. — прим. «Культпросвет»).
На сегодняшний день это моя работа, мне интересно этим заниматься, здесь есть выхлоп, потому что люди ждут все время чего-то нового, а это увлекательно. Это как наш маленький ребенок. Хотя уже не маленький, а взрослый парень ДД! Сейчас нам 20 лет, многое позади, но трудностей никогда не чувствовали, все было в удовольствие, и время пролетело незаметно.
Никогда не позиционировал себя как профессионального художника — я любитель.
У меня нет художественного образования, но в свое время я увлекся живописью, интересовался художниками, разрабатывал моторику руки, переводил с помощью преломления солнечных лучей разных мультипликационных героев — Микки Мауса, например, и мне казалось, что я рисовал, как Дисней (улыбается). И сейчас я вспомнил, как это было в далеком детстве, только подошел к делу более профессионально: нашел холсты, кисти, масло. Одну из первых картин написал лет двадцать назад на картофельном мешке, изобразил там индейца. Всех до сих пор гружу, что нарисовал это мой прадед (смеется), и верят же!
Часто иллюстрировал тексты своих песен, пририсовывая рядом картинку, чтобы была визуальная отсылка. Так было проще воспринимать песни и отличать их друг от друга, не читая лишний раз текст. И сам процесс захватывал! Когда образ возникал параллельно с текстом, мозг в это время абсолютно отключался. Вообще, мне кажется, что живопись похожа на медитацию: ты настолько погружаешься в процесс, что забываешь о проблемах, и поток твоей энергии полностью уходит в холст.
Из пустоты ничего не рождается.
Должен возникать невидимый контакт между тобой и окружающим миром, в котором очень много интересного. На картины всегда вдохновляют жизненные обстоятельства, в которых можно открыть для себя что-то новое, например, знакомства с интересными людьми или ситуациями. И еще, естественно, какие-то шедевры — как изобразительные, так и музыкальные, когда хочется брать их в качестве примера.
У меня нет художественных формул при создании работ.
Раньше я пытался рисовать ню с натуры, соблюдая или искажая пропорции, переносить на холст какие-то фотографии, а сейчас мне кажется, что, чем стихийнее будет мое искусство, тем быстрее оно окажется более правдивым. Мне очень хочется поймать волну, когда не задумываешься о результате и том, сколько потратишь краски и времени. Иногда, конечно, нужно себя заставлять, а не ждать, когда придет вдохновение — через неделю или месяц: может, оно вообще не придет или, наоборот, появится в процессе. Поэтому я ценю время и стараюсь меньше лениться, хотя, бывает, очень хочется.
Сейчас у меня около двадцати картин, именно больших полотен 2х1,5 метра. Многие знают, что они у меня есть, но особой ценностью для некоторых не являются, а для меня наоборот. Я потратил много времени, сил, вдохновения и продавать их не спешу. А что касается выставок, возникает другая проблема: подобный формат тяжело транспортировать. Как такие картины отправить в другую страну, для меня пока остается загадкой. Если бы я преследовал какие-то сверхцели, то все бы уже давно было, а так я достаточно лениво к этому отношусь и пишу картины скорее ради удовольствия.
Я еще не до такой степени мудр, чтобы говорить слова, способные изменить жизнь.
Но, думаю, каждый хочет привнести в искусство свою ноту и таким образом остаться в истории. Из-за огромного количества всевозможных экспериментов сейчас это проблематично, поэтому нужно в первую очередь оставаться собой и постоянно развиваться, при этом оставаясь искренним. Потому что сейчас время не то. Раньше можно было обманывать людей, втирать им что-то непонятное, и все бы на это велись и думали, что ты звезда. А сейчас должна быть честность в том, что ты делаешь для людей. Например, в своих лирических песнях я никогда не придумываю того, чего не пережил бы человек и я сам. Наверное, поэтому такая реакция у окружающих: их цепляет, и они узнают в этом себя.
Если вы вдруг решили провести вечер не за любимым делом и не дома, тогда углубляйтесь, гуглите и выбирайте из предложенных вариантов: