Считанные дни остались до самого главного кукольного события Минска — Х Международного фестиваля театров кукол. А пока идет активная подготовка, «Культпросвет» встретился с Леонидом Павленком — главным музыкальным шаманом белорусского театра кукол — и поговорил о продвижении, сценическом имидже, неуемной энергии и пышной майской афише.
Первые позывы к сочинительству и вообще к музицированию появились где-то в средних классах школы. Мне тогда очень нравилось играть на учебниках как на барабанной установке. Я приходил после уроков, раскладывал книги и выдавал концерты. Погружался в это с головой! Представлял даже, что передо мной зрители. Потом мама на 16-летие подарила мне гитару, я с большим воодушевлением разучивал песни и аккорды, и сразу захотелось сочинять самому: лениво было учить чужие песни. (Смеется.) В начале 80-х мой двоюродный брат был бас-гитаристом в новополоцкой рок-группе «Пошук» и очень помогал моему творчеству. Потому что я тогда, слушая какую-либо песню, не мог разделить ее на отдельные партии, и он пытался мне это объяснить.
Вообще, в моем детстве было две профессии-мечты — музыкант и фермер. Параллельно с занятиями музыкой у меня бурно кипело растениеводство, я это изучал и до сих пор храню стопки общих тетрадей, где до мельчайших подробностей зафиксирован процесс роста растений. Увлечение было серьезным, даже бабушка в деревне полностью доверяла мне уход за огородом и советовалась по поводу лечения многих болезней у растений.
В 1992 году в Новополоцке проходил очередной культовый роковый фестиваль «Рок кола», и я впервые попал на мероприятие подобного масштаба. Это настолько меня потрясло, что я решил: фермерство подождет. (Улыбается.) С этого момента начал интенсивнее развивать свои музыкальные способности, много экспериментировать, впитывать новые веяния, тенденции и стили. Весь накопленный опыт пытался реализовать в музыкальных группах. В самой первой из них пробовали играть heavy metal, потом заинтересовала более тяжелая музыка, но достаточно попсовая, как, например, «Коррозия металла». А был еще замечательный этап, который можно охарактеризовать как «Сектор газа» forever»!
После наступил период увлечения музыкой сайкобилли (англ. Psychobilly — Прим. Культпросвет) — соединение панк-рока с рокабилли. Направление возникло в 80-х годах в Англии, сложно сказать, кто первый заиграл, но родоначальником считается британская группа The Meteors. Помню, я тогда очень сдружился с новополоцким писателем Александром Черницким, и мы с ним много разговаривали по этой теме и параллельно слушали всякую диковинную экспрессивную музыку — от английского панка 70-х до «Гражданской обороны». Именно он дал мне кассету с подборкой сайкобилли, она так смачно называлась «Психоатака на Европу», и я решил срочно собрать команду и заиграть в этом стиле. Уже тогда я увлекся фонемной темой, и все песни, которые мы записали, были исполнены именно на этом языке, но он не напоминал английский, как у многих. В итоге получился импульсивный и первобытный славянский панк-рок с зашкаливающей энергетикой, как у олдскульных английских или американских команд середины 70-х.
Подобные поиски и эксперименты продолжались около 8 лет. Перебирая все эти стили и направления, я не понимал, почему на начальном этапе кайф есть, а потом нет. Бывало даже такое, что, выходя на сцену, я не чувствовал связи с собой и не понимал посыл того, что делаю. В начале нулевых возникла потребность в перемещении, и я поехал в Минск. И, собственно, с появлением «наГуаля» я постепенно пришел к той музыке и тому творчеству, которое бы гармонировало с моим внутренним миром.
Фонемное изъяснение
К этому языку я пришел только благодаря осмыслению посыла своего творчества и в какой-то момент понял, что именно так могу передать максимальное количество информации. Искусство для того и нужно, чтобы транслировать и делиться какими-то соображениями и эмоциями. Изучая и слушая много разнообразной музыки, постепенно я добрался до самых древних этнических напевов разных народов мира, вникая в них, пытаясь фиксировать. Весь накопленный опыт стал фундаментальной основой моего творчества, в том числе и группы «нагУаль».
Это не назовешь ни цитированием, ни стилизацией. Потому что, занимаясь стилизацией чьей-то песни, все равно пытаешься перепеть ее по-своему, а у нас сформировался собственный фольклор на базе переработанного и услышанного. И зачастую это даже не связано с какими-то аутентичными мотивами, мы постоянно включаем что-то новое: и гармонии, и инструменты.
О музыке в театре
В 2003 году Света Бень ставила в театре кукол спектакль «Приключения Пин-Пина», и ей понадобилась простая детская музыка, но хулиганская. Я взялся за эту работу, и пошло-поехало! Я вообще не собирался сочинять для театра, но многие говорили, что моя музыка очень визуальная. Когда ее слушаешь, возникает много образов, и по природе своей она театральна. Я насчитал 28 спектаклей, которые с того времени озвучил, помимо этого, есть еще мультфильмы и несколько документальных фильмов.
Я пытаюсь воспринимать спектакль как целостное явление, но все равно очень много внимания обращаю на музыку: насколько она хороша или нехороша, попала или не попала в точку. При этом вспоминаю Квентина Тарантино, который просто безупречно подбирает музыку к своим кинофильмам. В принципе, и не только он. Я, как правило, начинаю работать над конкретным посылом, который будет транслировать музыка и почти всегда отталкиваюсь от настроения, которое ей нужно будет передавать. А вот ее положение в спектакле определяет режиссер.
Работа с режиссерами происходит по-разному. Но почти всегда идет текст, который я читаю и понимаю, после чего мы обсуждаем, в каких местах должны быть музыкальные темы. Например, тема главного героя, тема фона или лейтмотив. Но вот Алексей Анатольевич почти никогда не использует лейтмотивы, хотя я неоднократно предлагал, а иногда даже настаивал. Он настойчиво и методично выбирает те музыкальные отрывки, где их нет. (Улыбается.)
Признаюсь, есть желание озвучить спектакль вживую, но я понимаю, что это сложно технически, к тому же затратно. Еще есть такой момент: если постановка озвучивается вживую, она должна быть какой-то особой, потому что, когда видишь на сцене музыкантов, хочется, чтобы они дополняли общую режиссерскую концепцию и несли определенную смысловую нагрузку.
Система работы над произведениями
Нет ни формулы, ни системы — все всегда происходит по-разному. Иногда в голове спонтанно возникает какая-то мелодическая фраза, к которой достраивается музыка и фонемное оформление. Бывает, появляется полноценный замысел, и сразу понятно, в каком стиле будет песня и какие инструменты ее исполнят. А случается так, что на ум приходит какая-нибудь фонемная строчка, к которой сочиняешь музыку.
Творческий кризис
Во время творческого переутомления я стараюсь не думать о музыке. Ем, сплю, отдыхаю. Потому что, когда не получается сочинить то, что нужно, начинаешь делать всякую фигню. У меня так было с музыкой для «Тартюфа» (спектакль Белорусского государственного театра кукол, реж. А. Лелявский — Прим. Культпросвет). Мне дали направление «французский шансон», а я начал писать что-то в африканском стиле, потом добавил хип-хопа — в общем, все, что угодно, только не французский шансон. Решил отстраниться от этой мысли, и в какой-то момент меня накрыло: за максимально короткое время я создал все необходимые музыкальные темы. В итоге получилось очень органично, хотя я даже подумать не мог, что будет именно такая музыка.
Сценический имидж и популярность
Зарабатывать деньги музыкой и творчеством хочется, тем более что я практически только этим и занимаюсь. И это нормальное желание. Написать в общем понимании коммерческую песню было бы клево, и я думал об этом, но реально это просто физически не получается, я пытался (улыбается). Я стараюсь следить за появляющимися тенденциями в музыке. Знаю, кто такие Face, Pharaon и другие. Пытаюсь выискивать какие-то новинки в разных направлениях, но не всегда получается их гармонично внедрять в свое творчество. Так скажем, мне любопытно, но не близко. Возможно, в далеком будущем это произойдет, и мы создадим композицию с супер актуальными звуками и ритмами, может, это в далеком будущем и произойдет, может, и нет. (Смеется.) Но все же лично мне приятнее работать, может быть, и в странном музыкальном направлении — главное, чтобы в нем была самобытность, которая гармонично сочетается с определенными современными тенденциями. Себя не переплюнешь и не переделаешь.
Чтобы в нашем мире продвинуться или продаться (улыбается), об этом необходимо думать. Как говорит наш Егор, который сейчас пытается заниматься продюсированием и продвижением, мы свою вспышку профукали в далеких 2000-х, тогда вроде какую-то волну схватили. Не сказать, что эта стилистика была в то время сильно популярна, но народу хотелось нас слышать. Мы не думали, как надо одеваться, все было спонтанно и стихийно, но, к сожалению, со временем мы все это растеряли. Продолжали сочинять песни, думать о концепциях, о концертах, но не о продвижении. И в конечном итоге стало понятно, что надо более организованно этим заниматься. Не просто выкинуть в сеть песню, а найти какой-то инфоповод, например. Сделать фотосессию, после сингла выпустить альбом — это на случай, если не получается взорвать чарты одной песней. Но есть группы и артисты, условно говоря, на два года, и потом вряд ли они будут востребованы. Все относительно.
Х Международный фестиваль театров кукол
театры Минска / 18-21 мая
Всем советую сходить на спектакль «Биография» по сказке Андерсена «Гадкий утенок» в режиссуре А. Лелявского. Это такая брутальная история о жизни, которая рассматривается как суровое испытание. Что еще можно добавить? (Улыбается.) Я писал туда музыку. Еще в рамках фестиваля будет спектакль из Израиля «Портняжка» для маленьких деток, я много о нем слышал и читал — говорят, стоящий.
Концерт группы «нагУаль»
Театр кукол / 18 мая
Концерт будет проходить в рамках Х Международного фестиваля театров кукол. Судя по опыту прошлого, должно получиться весьма недурно. В этот раз будет много из того, что уже звучало, а также музыка из спектаклей, которые выходили на протяжении последних двух лет. Всем советую и приглашаю!
Ночь музеев
музеи Минска / 19 мая
В этот день просто не позволительно сидеть дома, нужно выйти в город и куда заведут ноги, там и будет интересно. Потому что программа Ночи музеев с каждым годом становится все насыщеннее.
Фестиваль средневековой культуры «Сульский замок»
Парк-музей интерактивной истории «Сула» / 19-20 мая
Это мероприятие насыщенно всякими мастер-классами, различными сценическими площадками, тематическими ярмарками и рыцарскими сражениями. Там тоже будет играть группа «наГуаль» (улыбается), «Стары Ольса» и др. В рамках фестиваля наш театр «Бусы» будет проводить барабанный мастер-класс для детей. Будет интересно!
Viva Braslav MuzOpen
Ok16 / 26 мая
Там будет выступать Антоха МС. Его я открыл для себя случайно, года полтора назад, и настолько проникся его странностью, наивностью и глубокой философией текстов. Осенью мы с женой ходили на его концерт и было очень хорошо! Еще он забавно стойки на голове делает в перерывах между песнями — нужно сходить и на это посмотреть.
Антонио Вивальди. Времена года
Красный костел / 31 мая
Струнный оркестр будет исполнять «Времена года». У нас дома есть виниловый проигрыватель и «Времена года» Вивальди — это пластиночка-фаворит, мы чуть не через день ее слушаем.
P.S. Ну, конечно, могу посоветовать сходить на концерт группы «Руки вверх» 24 мая, но не буду, потому что все мы и так пойдем туда. (Смеется.)