Меню

Новости

Звукотерапия. Декабрь

Анастасия Шпаковская: «Ни один творческий человек не может быть оторван от социума как личность»

13 января в музее Азгура группа Naka Piano презентует свой новый альбом «Игра в правду». «Культпросвет» уже отметил эту дату в своем календаре культпоходов, а пока встретился с Анастасией Шпаковской — актрисой НАДТ им. Горького и певицей групп Naka и Naka Piano — и расспросил о том, может ли творческий человек постоянно витать в облаках и существует ли в Беларуси музыкальное сообщество.

И, конечно же, приятный бонус — рекомендации по звукотерапии на декабрь.

 В музыку меня отдали родители: у меня был абсолютный слух и явные способности, которые нельзя было не заметить. А еще я вставала ночью, лунатила и пела французские песни в мнимый микрофон. Но тогда сознательно я не принимала решения заниматься музыкой. Очень часто думаю, что если бы решение принимала я, то все же пошла бы в балет.

С театром всё было намного сложнее, потому что в Академию искусств я поступала после того, как меня выгнали из одиннадцатилетки при Консерватории (Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки — прим. «Культпросвет») после 9 класса, я оканчивала простую школу с очень плохими оценками и поведением. Единственным местом, куда не надо было сдавать математику, химию и физику, которых я не знала, была Академия. Поступала я, совершенно не понимая, что делаю, в неадекватном состоянии. И как сейчас помню: прихожу первый раз поступать на курс оперетты в таких коротких шортах, что полпопы видно, с магнитофоном и жвачкой, говорю: «Где у вас тут розетка, я сейчас буду петь». Если бы меня тогда взяли, это была бы трагедия всей моей жизни. Во-первых, я не актриса театра оперетты, а во-вторых, я бы никогда не осознала себя в этой профессии, если бы сразу легко туда прошла.

Второй раз я поступала в Академию на кукольный театр (специальность «актер театра кукол» — прим. «Культпросвет»). Помню, как Лелявский смотрит на меня и говорит: «Настя, понимаете, у меня нет такой ширмы, чтобы вас видно не было».

Тогда я снова не прошла, поступила только на третий год — на курс к покойному Валерию Николаевичу Раевскому. Но только учась на третьем курсе, я поняла, насколько своим делом занимаюсь — до того момента я занималась этим от безысходности.

звукотерапия-10

Я ни разу не уходила в декрет, все время была занята в спектаклях: приходила либо очень беременная, либо с маленьким ребенком. Я всегда очень старалась сберечь связь с детьми, и она у нас действительно очень мощная. Я не знаю, каким образом, но у меня получилось совместить и театр, и музыку, и материнство. И, как мне кажется, не в ущерб ни для кого. Я понимала, что если буду сидеть дома с памперсами и борщами, то это будет горе для моих детей, потому что они увидят злую, разбитую жизнью и несчастную мать, которую они совершенно не должны видеть. А благодаря тому, что я умудрялась ходить на репетиции в театр, репетировать с группой, писать альбомы, сочинять песни, я могла дать им любовь и гармонию, которую они заслуживали. Если бы я пожертвовала чем-то ради чего-то, то пострадало бы то, во имя чего я жертвую.

С появлением детей моя жизнь не стала тяжелее, она стала интереснее. У меня, правда, совсем мало времени осталось, но я чувствую себя счастливым и гармоничным человеком. Я не могу представить, как бы я жила, если бы у меня не было детей, или группы, или театра.

звукотерапия-6

Поскольку театром я занимаюсь большую часть своей жизни, и занимаюсь серьезно и глубоко, как зритель я хожу только на те спектакли, где мне будет заведомо хорошо. Потому что после плохих спектаклей я чувствую себя физически плохо, из меня как будто все силы забирают. Особенно когда все вокруг восхищаются, а ты идешь и думаешь, что это полное шило — ты как будто вступаешь в какой-то непонятный и ненужный конфликт с окружением. Тогда мне становится грустно и одиноко.

звукотерапия-1

Мне кажется, что сообщества музыкантов у нас нет, я этого не чувствую. Просто есть люди, которые дружат друг с другом или нет. И, к сожалению, из-за того что все находятся в не очень хорошем финансовом и творческом положении, потому что не так уж много у нас возможностей для реализации, довольно часто люди пытаются немножко «подгадить» другим, чтобы жизнь им не казалась сахаром. Такая болотная атмосфера в нашем шоу-бизнесе, если можно его так назвать…

звукотерапия-5

Порой у меня наступает голод по музыке. Когда мы выпускали альбом «Игра в правду», я очень долго слушала только свои песни и поняла, что мой эфир не то, что не засорен от избытка информации, он совершенно пустой. Мне важно слушать музыку не для того, чтобы подражать кому-то или понимать мировые тенденции. Просто мы все очень сильно влияем друг на друга, и если человек действительно талантлив, его истории, его виденье вдохновляют на то, чтобы сделать что-то свое. И мне очень важны эти эмоции.

Проект Naka Piano привлек совершенно новую волну слушателей. Это более камерный, интимный, акустический проект, в отличие от рок-группы Naka: большие клубы, грохот, электрогитары, барабаны, подкрепленные басом — далеко не каждый, кто приходит на Naka Piano, пойдет в клуб, где накурено, гремит музыка и люди активно веселятся.

Мне важна отдача от слушателей, мне интересен фидбэк, и это логично: если я не получаю денег за музыку, то должна же получать хоть что-то за то, что мы вкладываем в творчество.

звукотерапия-7

Мне кажется, ни один творческий человек не может быть оторван от социума как личность, он обязан занимать определенную гражданскую позицию. Он не может только летать в облаках. Можно занимать действенную позицию, когда ты идешь на баррикады, но мне кажется это не очень верным. Можно высказываться, но ни в коем случае не надо занимать ничью сторону, потому что всё так переплетено, что твоя сторона может оказаться ошибочной, и неизвестно, какие беды ты на себя навлечешь. Я считаю, что не обязательно выносить это в творчество. Можно обходить какие-то углы, и то не представляю, как я, например, выпустив 6 альбомов, хоть раз не проявила бы какую-то гражданскую позицию. Это исключено.

Сейчас, например, с группой Naka Piano я могу выпустить очень лиричный и личностный альбом, только про любовь, но это не значит, что в моем следующем альбоме не будут фигурировать события, которые меня волнуют. Мое сердце не может не откликаться на события, которые происходят рядом. Пусть у меня дома нет телевизора, я не читаю газет, но я все равно слежу за новостями и пытаюсь понять, что происходит вокруг меня. И, конечно, сердце мое подключается, я не могу оставаться равнодушной.

Оксана Волкова и Нино Катамадзе

театр им. М. Горького / 8.12
Prime Hall / 17.12

Нино Катамадзе — это всегда очень качественная и хорошая музыка. Ее я знаю гораздо больше, чем Оксану Волкову, но именно этот концерт Волковой в нашем театре очень интересно подается: акцент делается на любви и смерти — меня это всегда интересует.

Кассиопея

культ. центр «КОРПУС» / 15.12

Кассиопея — это всегда прикольно. Я не могу сказать, что это на 100% моё, но мне кажется, что для любителей потусторонних ряженых веселий это интересно.

Oxxxymiron

Дворец спорта / 23.12

Oxxxymiron клевый. Он, конечно, очень сильно похож на Eminem, и мне это не очень нравится — я не люблю, когда кто-то на кого-то сильно похож, — но он пишет хорошие тексты, Мирон убедительный и честный…

Top