Меню

Новости

«Зефир» в Бобруйске

Фестиваль национальной драматургии в Бобруйске

С 27 по 31 октября в Бобруйске пройдет Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.И. Дунина-Марцинкевича. В рамках проекта «Зефир» наряду со спектаклями будут проходить читки пьес и сказок. О деталях подготовки, сложностях работы с бобруйскими артистами и современными пьесами, минские режиссеры рассказали «Культпросвету».

В Беларуси молодые режиссеры попадают в театры так же редко, как и тексты современных белорусских авторов. В таком случае коммуникация между первыми и вторыми может принести плоды: всегда интересно попробовать создать что-то вместе. На синтез подобного рода и направлен «Зефир» — проект Центра белорусской драматургии (ЦБД) и Центра экспериментальной режиссуры (ЦЭР). Одной из его сторон станут пять читок, которые реализует ЦЭР с бобруйскими артистами. Конечно, обратившись к современной белорусской драматургии. Участники проекта объясняют выбор пьес, высказывают свое отношение к формату читки и делятся мнением о предстоящем.

«Зефир» в Бобруйске, Бобруйск, «Лондон», Елена Силутина, Татьяна Троянович, «Сказка о сдобных булочках и человеке, который очень хотел летать», «Ша-ша з левага чаравіка» «Пясчаны замак», Наталья Леванова, «Спички», Валентина Мороз, «Зефир»,«Культпросвет», «ХурЬма», Антон Макуха, «Человечек», Юлия Ольшевская, Центр экспериментальной режиссуры, Центр белорусской драматургии, Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.И. Дунина-Марцинкевича, Культпросвет

«Человечек», Юлия Ольшевская, режиссер, сотрудник ЦЭР

До проекта казалось, что с белорусской драматургией все хуже. (Улыбается.) Выбирала между «Радио Культурой» Досько и «Человечком» Рассолько. Вначале пьеса категорически не понравилась, да и финал разочаровал, но чем больше читала — тем больше проникалась. Эмоции были настолько противоречивыми, что мне захотелось сделать этот текст. (Улыбается.) Меня привлекла и цельная структура пьесы. Я была приятно удивлена, когда спокойно сделала действенный анализ.

На мой взгляд, пьеса о том, что человек не должен убегать от своих проблем. Надо набраться смелости и решать их здесь и сейчас, не дожидаясь тяжелых последствий.

Я предчувствовала, что пьесу могут не пропустить. Когда Бобруйск утвердил ее — я все равно волновалась. И не зря. Оказывается, театр не прочитал утвержденные пьесы. Теперь, за два дня до моего приезда, будет решаться вопрос о допуске материала к читке. Труппа посчитала ее неэстетичной.

Я пересмотрела свои идеи относительно читки. Теперь моя задача — найти компромисс с бобруйскими артистами и приблизить к ним текст автора. Чувствую себя «проводником» между драматургом и актерами. (Улыбается.)

Сейчас молодые режиссеры и драматурги в вакууме. Надо объединяться, этим и хороша идея фестиваля. Но чтобы от него был толк, надо проводить его в столице. Тут у меня, например, не возникло бы проблем с артистами.

Формат читки дает возможность поработать с пьесой и актерами. Моя задача — как можно лучше понять автора и донести материал. Хотя некоторые моменты я оставляю для интерпретации. До этого участвовала в читках только как актриса.

«Зефир» в Бобруйске, Бобруйск, «Лондон», Елена Силутина, Татьяна Троянович, «Сказка о сдобных булочках и человеке, который очень хотел летать», «Ша-ша з левага чаравіка» «Пясчаны замак», Наталья Леванова, «Спички», Валентина Мороз, «Зефир»,«Культпросвет», «ХурЬма», Антон Макуха, «Человечек», Юлия Ольшевская, Центр экспериментальной режиссуры, Центр белорусской драматургии, Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.И. Дунина-Марцинкевича, Культпросвет

«ХурЬма», Антон Макуха, студент Академии искусств (Режиссура драмы)

Мне очень близок человек, который написал эту пьесу, — Наташа Слащева. Поэтому вопроса выбора не возникало. Читка создавалась ради этого материала. Если бы была другая пьеса, не уверен, что участвовал бы.

В «ХурЬме» раскрывается тема одиночества человека, отсутствия опоры в мире. Анна Девич, с которой мы готовили читку по этой пьесе на режиссерскую лабораторию, провела интересную параллель. Когда не закрываются двери, текут краны, отваливается плитка, в твоей жизни летит все — ты понимаешь, что пора делать капитальный ремонт. Я не хочу словами формулировать идею, ее надо чувствовать. Ведь откровенного поучительного посыла в тексте нет, все на уровне ощущений.

Хотелось не просто показать автора, но и понять что-то для себя в плане сценического пространства, композиции. Мне был очень любопытен опыт работы с драматургом, который может подсказать и направить, — это такое живое творчество, продуктивный тандем.

Я как слепой котенок, так как не знаю бобруйских артистов. По фотографиям я их видел, но не общался — в этом сложность. Если они захотят работать — все получится. Я думаю, что смогу донести мысль и увлечь их в процесс. Хотя за три репетиции… (Усмехается.) Для меня сейчас главное — сделать спектакль, который будет презентовать меня как режиссера. Мне интересно также поработать в репертуарном театре, потому что это большой опыт, которого не хватает.

Не знаю, поможет ли фестиваль продвинуть молодых режиссеров, но он в любом случае что-то даст.

«Зефир» в Бобруйске, Бобруйск, «Лондон», Елена Силутина, Татьяна Троянович, «Сказка о сдобных булочках и человеке, который очень хотел летать», «Ша-ша з левага чаравіка» «Пясчаны замак», Наталья Леванова, «Спички», Валентина Мороз, «Зефир»,«Культпросвет», «ХурЬма», Антон Макуха, «Человечек», Юлия Ольшевская, Центр экспериментальной режиссуры, Центр белорусской драматургии, Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.И. Дунина-Марцинкевича, Культпросвет

«Спички», Валентина Мороз, приглашенный режиссер

Мне нравится, как пишет Константин Стешик: стиль, форма, его размышления о жизни, то, как он видит человека, его проблемы. Эта пьеса об одиночестве, о страхе смерти, о смысле человеческой жизни, в ней все очень прозрачно и точно. Сказки в тексте — это внутренняя жизнь героя Толи. Воскрешение в финале — переход от жизни к смерти, который отнюдь не сиюминутен. Человек умирает, но след остается в людях, которые были с ним близко связаны. Тексты Константина словно фильмы на сцене, он мыслит, как человек, пишущий для кино. Его пьесы редко ставились, но он просто не нашел своего режиссера. Хотя мне очень нравится спектакль «Родные и близкие» по его пьесе в Свободном театре.

Задача читки — представить пьесу. Предпочтителен вариант присутствия в проекте драматурга и режиссера одновременно. Это дает возможность обсуждать текст в процессе репетиций и в результате представить его зрителю максимально объемно с точки зрения художественных и смысловых достоинств.

В данном проекте есть момент риска, непредсказуемости, потому что актеров мы увидим впервые. Артистов для работы над текстом мы выбирали по фотографиям, а реальная встреча с ними внесет коррективы в распределение. Уже в дистанционном выборе актеров возникли проблемы. Труппа немногочисленная, и того поколения мужчин, которое мне необходимо, в ней нет. Приходится искать компромисс.

Хотелось бы, чтобы подобные фестивали действительно влияли на сценическую «судьбу» современных белорусских пьес. Для этого необходимо присутствие завлитов, художественных руководителей театров. Современные тексты сложно выходят на сцену, тут есть много нюансов. Провинциальные театры нацелены на выживание и большинство спектаклей — коммерческие. У той драматургии, которую представляем мы, другое лицо и другой зрительский сегмент. Даже в Минске у нее определенная аудитория.

Что сейчас делать молодым режиссерам? Никаких рецептов нет. Идти в гостеатры представляется не очень интересным, малоперспективным и маловероятным. (Усмехается.)Но ситуация начинает меняться, появляются альтернативные театральные проекты — спектакли, лаборатории, образовательные модули.

«Зефир» в Бобруйске, Бобруйск, «Лондон», Елена Силутина, Татьяна Троянович, «Сказка о сдобных булочках и человеке, который очень хотел летать», «Ша-ша з левага чаравіка» «Пясчаны замак», Наталья Леванова, «Спички», Валентина Мороз, «Зефир»,«Культпросвет», «ХурЬма», Антон Макуха, «Человечек», Юлия Ольшевская, Центр экспериментальной режиссуры, Центр белорусской драматургии, Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.И. Дунина-Марцинкевича, Культпросвет

«Сказка о сдобных булочках и человеке, который очень хотел летать»,  «Ша-ша з левага чаравіка» «Пясчаны замак», Наталья Леванова, режиссер, сотрудник ЦЭР

Некоторые из сказок уже были представлены публике в формате читки. В Центре современных искусств проходил «Сказочный день Святого Валентина», где они были прочитаны под музыку. Поэтому было принято решение включить сказки в программу проекта, чтобы раскрыть жанровую широту.

Сказка интересна своей аллегорией. Выбранные мной тексты, философского характера. Они несут в себе через ситуацию или необычного персонажа глубокую мысль. Мне нравится, что сказки хорошо заканчиваются. (Улыбается.) Да и зритель ностальгирует по детству и с удовольствием слушает волшебные истории.

Я вижу сложности лишь в том формате, который я придумала у себя в голове. Не знаю, в каком режиме придется работать с бобруйскими артистами, поэтому стараюсь привлечь и кого-то из минских. Не могу говорить, получится ли реализовать все так, как надо за такой короткий срок. Я волнуюсь не за материал, а за форму подачи.

Я не буду оригинальной, уже говорилось, что  фестиваль станет влиять на что-то, если приедут завлиты, режиссеры, худруки. В Кракове проходит фестиваль «Боска комедия», где собираются лучшие спектакли польских режиссеров, и приглашаются эксперты из-за рубежа, в том числе и режиссеры. Это хитрый и гениальный ход, правда, финансово затратный.

В данном случае читка — режиссерское высказывание. Иногда бывает наоборот. Например, в Центре белорусской драматургии читки направлены на презентацию пьесы. В этот раз я хоть и не меняю текст, но хочу позволить себе существовать свободно в его системе.

Хотите поставить спектакль в театре — нужно к этому идти. Делать экспликации, знакомиться с актерами — всякими путями попадать в театр, чтобы поставить пьесу. Я всегда в таких случаях цитирую А. А. Адабашьяна: «Чтобы сделать, нужно делать». Профессия режиссера очень «общительная», многое держится на личных знакомствах, создаются творческие тандемы. По-моему, самое главное в театре — сотворчество. Его чувствует и зритель.

«Зефир» в Бобруйске, Бобруйск, «Лондон», Елена Силутина, Татьяна Троянович, «Сказка о сдобных булочках и человеке, который очень хотел летать», «Ша-ша з левага чаравіка» «Пясчаны замак», Наталья Леванова, «Спички», Валентина Мороз, «Зефир»,«Культпросвет», «ХурЬма», Антон Макуха, «Человечек», Юлия Ольшевская, Центр экспериментальной режиссуры, Центр белорусской драматургии, Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.И. Дунина-Марцинкевича, Культпросвет

«Лондон», Елена Силутина, режиссер, сотрудник ЦЭР

Когда возник вопрос, какие пьесы рекомендовать в Бобруйск (ко мне обратились в том числе), я рассказала о драматургической лаборатории ЦБД этого года и пьесах-конкурсантах. А материал все участники выбирали сами. «Лондон» я прочитала, когда пьеса взяла гран-при на Конкурсе конкурсов. Мне она очень понравилась.

Драматург вставил в текст фото, которые персонаж сделал в Минске и Лондоне, и даже mp3 — песню Александра Солодухи. Моя идея совпадает с идеей автора. По-моему, Максим Досько очень точно написал в начале: «О патриотизме и, зачеркнуто, космополитизме». В тексте есть ирония, но не злая. Мне интересен герой, который похож на всех нас, белорусов.

Могут возникнуть сложности в работе с артистами. Иногда приходится ломать уже сформированные установки по их существованию на сцене. Но хочется думать, что и артистам интересно пробовать что-то новое. По идее, если художественные руководители театров заинтересованы в знакомстве с пьесами или режиссерами — они приезжают. А может получиться и «для себя», как часто бывает. Еще волнует, что на читку может прийти маленькое количество людей.

Читки рассчитаны, в первую очередь, на знакомство с авторами. Хотя иногда любопытно поспорить с драматургом. Ставить белорусский текст нужно, если он талантливый. А не потому, что это современное белорусское. Что делать молодым выпускникам академии? Учиться дальше. В своих работах хотелось бы выйти на свое, авторское, высказывание.

«Зефир» в Бобруйске, Бобруйск, «Лондон», Елена Силутина, Татьяна Троянович, «Сказка о сдобных булочках и человеке, который очень хотел летать», «Ша-ша з левага чаравіка» «Пясчаны замак», Наталья Леванова, «Спички», Валентина Мороз, «Зефир»,«Культпросвет», «ХурЬма», Антон Макуха, «Человечек», Юлия Ольшевская, Центр экспериментальной режиссуры, Центр белорусской драматургии, Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.И. Дунина-Марцинкевича, Культпросвет

Татьяна Троянович, режиссер, руководитель ЦЭР

Директор бобруйского театра Вероника Александровна Винель попросила оказать содействие в организации читок. Я собрала команду режиссеров, они выбрали пьесы белорусских драматургов. В первую очередь рассматривались тексты, написанные на летней драматургической лаборатории, которая проходила под руководством Центра белорусской драматургии. Причем, они побеждали на различных конкурсах.

Формат читок существует очень давно, но в провинциальных театрах далеко не все актеры знакомы с данной формой работы. Тем интереснее попробовать. При данном формате невозможно сказать, что у нас отсутствует белорусская драматургия или нет молодых режиссеров. Мы надеемся на конструктивный театральный разговор.

Если говорить о сложностях, то по сегодняшний день неизвестно, кто будет нашим зрителем: читки не заявлены в общей афише фестиваля, и это упущение. Есть серьезные накладки и в организационном процессе со стороны дирекции фестиваля. С готовностью труппы к сотрудничеству тоже возникали вопросы.

Молодым режиссерам стоит осваивать проектный театр. Это крайне сложно, но необычайно интересно.

Теги: , ,
Top