Меню

Новости

ОТ «ДОНБАССА» ДО «ЭКСТАЗА»

Рассказываем, как прошел 9-й Одесский кинофестиваль

По традиции редакция «Культпросвета» проводит середину лета на кинофестивале у моря. Мы съездили на 9-й Одесский фест за кинематографической свежестью и, конечно же, вслед за белоруской Дарьей Жук, которая представляла свой дебютный полный метр «Хрусталь» и — спойлер — взяла гран-при фестиваля. Вдоволь накупаться нам не удалось, а вот пополнить кинокопилку на 14 новых режиссерских высказываний — без труда.

Символично, что на этот раз фестиваль начался 13 июля — в 42-й день рождения Олега Сенцова. Как и год назад, все сеансы предварял грустный скрин-справка о том, кто такой Сенцов и почему его нужно освободить, только в этом году — еще и с обозначением дней голодовки режиссера. На церемонии открытия, как и на других показах, для Сенцова зарезервировали место в зале.

Фильмом открытия стала исландская комедия «Женщина на войне» Бенедикта Эрлингссона с совершенно чудесным сценарием, украинским саундтреком и холодными красотами Скандинавии. Но мы-то знаем, что это кино еще и про нас. Вообще, основными темами 9-го Одесского кинофестиваля стали кино — как его делать и как его любить, война — как с ней жить и как с ней бороться, семья — почему это до сих пор важно и как ее сохранить, и, конечно же, искусство.

В списке приглашенных гостей этого года — Дени Лаван, Жаклин Биссет, Наоми Кавасе, Эрик Робертс (брат той самой Джулии), Ада Роговцева, Андрей Алфёров, Игорь Минаев и другие представители индустрии кино. Даже с пресс-бейджем первого уровня попасть на все запланированные мастер-классы не удалось — такими спросовыми оказались встречи со спикерами. И прекрасно!

Основной конкурс

Фильмы секций «Фестиваль фестивалей» и «Гала-премьеры», скорее всего, вот-вот можно будет увидеть и в Минске, а вот самобытное кино международного конкурса на утренних сеансах в Фестивальном дворце — это как прекрасный контрастный душ, под который можно попасть только здесь и сейчас. От одесской жары мы прятались на метафизическом хорроре из Польши «Башня. Ясный день», семейной драме румынской новой волны «Поророка», индийских ностальгических притчах под общим названием «Три с половиной» и лучшем фильме по мнению жюри ОМКФ — гротескной ленте греческого режиссера Бабиса Макридиса «Жалость» — кстати, от сценариста «Лобстера» и «Убийства священного оленя».

Даже если отбросить патриотические предрассудки, самой бодрящей для нас стала картина Дарьи Жук «Хрусталь», которая поездкой в Одессу только упрочила свое положение в вашем must see-листе: в Минске ее можно будет посмотреть уже 30 августа. Фильм хорош сам по себе и выбивается из общего списка конкурсных лент то ли своей дерзостью и непричесанностью, то ли схваченной врасплох интимностью белорусской жизни — жизни, которую почему-то принято прятать под кинематографическим занавесом. Про то, что главный приз фестиваля отправился в Беларусь, вы уже знаете, а о прекрасной Дарье, у которой мы аккурат за неделю до феста взяли интервью, можно почитать здесь.

Еще одна лента основного конкурса, обаявшая нас своей лаконичностью, — французская картина «Мои провинциалы» Жана-Поля Сивейрака, которую англоязычная аудитория знает как A Paris education. Это стопроцентно эстетское кино с неприкрытым приветом Годару и новой волне в целом, разве что с выходом в современность — с макбуками и пьяными рейвами. Этьен переезжает в Париж учиться снимать кино, знакомится с такими же молодыми и амбициозными, как он сам, активно изменяет подружке, которая осталась ждать его в Лионе, читает большие книги, много курит и много грустит. Здесь, во французской столице, Этьена преследуют разговоры об итальянском неореализме, импрессионизме в музыке и акциях Pussy Riot, а потом творческие кризисы и суициды друзей. И хотя кино о кино — это почти всегда вкусно, лента оставляет едкий привкус «где-то я это все уже видел» и не удивляет ни черно-белой стилистикой, ни делением на главы, ни томными фейд-аутами, ни философскими запредельно долгими беседами. А должна?

Кадр из фильма «Мои провинциалы», Ж.-П. Сивейрак

Фестиваль фестивалей

В эту секцию, несложно догадаться, вошли самые яркие находки мировых фестивалей последних лет. Здесь — титулованный «Фокстрот» Самуэля Маоза и практически бессюжетная «Мектуб, моя любовь» от режиссера «Жизни Адель», хотя кого этим удивишь? Все верно, оба фильма уже успешно побывали в минском прокате. Для любителей современного искусства селекционеры отобрали амбициозный проект влиятельного китайского художника Ай Вэйвэя — картину «Человеческий поток», которую на Венецианском фестивале, к слову, встретили без должного восторга.

Для белоруса особый интерес, хочешь-не хочешь, вызвал фестивальный хит «Донбасс» — новая лента Сергея Лозницы, который не просто родился в Беларуси, но и большинство своих документальных фильмов снимал с помощью белорусов. Рассказываем, почему эту картину ни в коем случае нельзя пропускать, если ее покажут на будущем «Лістападзе» или она появится в интернете.

«Донбасс» — это кино про коррупционеров и лицемеров, про женщин на войне и мужчин в мире, про волонтеров и зарубежных журналистов в зоне конфликта, про мародеров и карателей, про христиан и крестьян, про обездвиженных в собственных домах, ставших для вчерашних хозяев гетто без света и отопления. В самом начале фильма появляется премерзкий тип, напичканный современными пороками, и остается держать кулачки, чтобы он не оказался главным героем «Донбасса». Но нет, Лозница гениально передает эстафету повествования новым персонажам, и так до бесконечности. Получается насыщенный и многослойный киноальманах из жестоких короткометражек о боли и о войне, одна злобнее другой. «Донбасс» снят с документальной точностью и как будто одним кадром. Кино, сотканное из излюбленных режиссером разговоров в автобусе и случайно подсмотренных историй, начинается как тонкая сатира на околовоенную современность и заканчивается по-гоголевски едким гротеском — к финалу режиссер не брезгует даже говорящими фамилиями. Словом, «Мертвые души» Лозницы диким аттракционом кружат голову — уж очень страшно все это выглядит вкупе.

Кадр из фильма «Донбасс», С. Лозница

Гала-премьеры

Фильмы этой секции отличаются плотностью звездных имен режиссеров и пестрым кастом, а билеты на сеансы «Гала-премьер» разлетаются быстрее, чем на любые другие. Мы сходили на «Человека, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама — блестящее кино с Адамом Драйвером, которое придется по душе любителям театральщины в кино. «Жаркие летние ночи» Элайджи Байнума, в котором робкий Тимоти Шаламе превращается в наркобарона, кстати, уже можно посмотреть в минском прокате. А вот кино Гаспара Ноэ привело нас в экстаз.

«Вы презирали «Один против всех», ненавидели «Необратимость», питали отвращение к «Входу в пустоту», проклинали «Любовь». Теперь попробуйте «Экстаз», мой новый фильм», — интригует Гаспар Ноэ. Попробовали! Так вот, головокружительная новинка Ноэ в чем-то перекликается с «Хрусталем». Во-первых, это снова-таки отсылка к 90-м (хотя современнику сложно представить, что, казалось бы, модный сегодня танцевальный стиль вог возник и того раньше), во-вторых, в объективе — молодежь с претензией. Кислотный триллер начинается как затянутая запись с vogue-бала: танцоры порхают, а вместе с ними и оператор — Ноэ любит вызывать тошноту и от фильма к фильму справляется с этим все более мастерски. Самый скромный по меркам Ноэ фильм, однако, напичкан вызывающими танцами, подмешанными в алкоголь наркотиками, инцестом, запертыми детьми и титрами капслоком. Кино не только о «животности» людей, потерявших над собой контроль, но еще и о том, как прекрасен человек в своей стихии до тех пор, пока он… молчит. Короче говоря, просмотр этого сумасшедшего кино, которое на английском именуется не иначе, как Climax, — за вами.

Кадр из фильма «Экстаз», Г. Ноэ

Специальные показы, Наоми Кавасе и Орсон Уэллс

14 июля, во второй фестивальный день, в Одессе почтили 100-летний юбилей со дня рождения скандинавского гения Ингмара Бергмана. В рамках секции «Специальные показы» запустили бесцензурную версию «Персоны» и 40-минутное документальное «Интермеццо» (2004) уже про самого Бергмана.

По соседству с «Персоной» в специальной секции оказался немецкий фильм прошлого года «Капитан». На презентации картины председатель жюри Ева Пушчинска — она же продюсер «Капитана» и наверняка знакомой вам «Иды» — сразу обозначила: «Приятного просмотра желать не будем». Это потому что кино о том, что бывает, когда жертва случайным образом обретает власть и становится неудержимой. Слоган фильма — Follow the Leader. Нельзя упустить тот момент, что лента — совместного производства Германии, Польши, Португалии и Франции, и это большое дело, что кинематографисты, особенно немецкие, в 2018 году готовы снимать кино не столько о мировой войне, сколько о войне среди своих, о междоусобице в немецком лагере. И без утайки вскрывать национальную историческую правду нацизма, о которой этичнее было бы молчать.

В рамках ретроспективы японского режиссера Наоми Кавасе в Одессу пригласили саму японку и показали несколько ее фильмов: «Судзаку», «Шара», «Недвижная водная гладь», «Красный цветок Луны» и «Сияние». Мы попали только на «Сияние», но можем смело рекомендовать его к просмотру — фильм о людях, которые озвучивают кино для слабовидящих и незрячих. Картина красивая и теплая, и это даже не главное ее достоинство: если хотите познакомиться с буквальной кинопоэзией, срочно ищите ленту в сети.

А вот документальный фильм «Глаза Орсона Уэллса» в интернете пока не найти. В этом году британец Марк Казинс выпустил очень трогательное кино, которое особенно понравится кино- и искусствоведам, потому что «Глаза» — целый словарь киноязыка Орсона Уэллса с трогательным разбором его основных работ. Не жалея экранного времени, Казинс по рисункам самого Уэллса анализирует его биографию и творчество. В общем, после ознакомления с этой энциклопедией кинообразов вам точно захочется пересмотреть «Процесс», «Леди из Шанхая» и, конечно, «Гражданина Кейна» — величайший фильм режиссера, по мнению Казинса.

  • В этом году для участия в конкурсных программах подали 1070 фильмов из 95 стран.
  • Cуммарно участвовало 38 фильмов, 20 из которых (а это 53%) сняли женщины-режиссеры.
  • Самая короткая лента длилась 8 минут, самая длинная — 234 минуты.
  • Общая аудитория ОМКФ составила 150 тысяч зрительских просмотров.
  • Было бы грешно проводить ОМКФ зимой: это, пожалуй, одна из самых курортных точек на кинематографической карте, а показы под открытым небом в «Зеленом театре» и на Потемкинской лестнице прямо у моря — тому доказательство.

Главная цель Одесского кинофестиваля — поддержка украинского кино и его интеграция в мировой кинематограф. Но мы уверены, что еще одна задача феста — вдохновлять кинолюдей Восточной Европы на что-то большее. А вы как думаете?

Top