Меню

Новости

White rabbit, red rabbit

История очень простая: в клетке со множеством кроликов выбрали одного – которого условно назвали «красным». Всех остальных «белых» кроликов поливали холодной водой. «Красного» потчевали морковкой

Во время путешествия по Азии Кате Сакович довелось провести несколько дней в городе-стране Сингапуре, на 30% состоящем из полей для гольфа. В это время проходил арт-фестиваль Центра культуры Сингапурского национального университета, одной из главных тем которого стала «эпоха потребления».

«Мы потребляем каждый день, суетясь в выборе лучшего: начиная с утреннего кофе, одежды, крема для лица, места для обеда и заканчивая самоощущением. Возможно ли потреблять и при этом не стать потребленным?» – задают вопрос организаторы фестиваля и пытаются ответить на него через спектакли, танцевальные и музыкальные постановки, перфомансы.

Для Сингапура, где практически каждое крупное здание имеет свой торговый центр, а для магазина Luis Vuitton выделен целый остров в самом сердце города, эта тема однозначно не менее актуальная, чем тема столкновения природного и технологичного, активно муссируемая каждую биеннале.

Перфоманс, который я посетила, напрямую не был посвящен озвученной теме, однако его основные тезисы ворошат корневище, из которого произрастают трагедии консьюмеризма. Прежде чем перейти к ним, надо обязательно рассказать, откуда берется эта история.

Насим Сулейманпур – автор сценария «White rabbit, red rabbit»

Автор сценария «Белый кролик, красный кролик» – иранец Насим Сулейманпур – создал одно произведение, но его поставили в каждой не далекой от театра стране мира. Только без участия автора, которому запрещено покидать родную страну из-за уклона от воинской службы. Заслуга Насима, которую отметили множеством театральных премий, в вовлекающей подаче истории.

Насим Сулейманпур – автор сценария «White rabbit, red rabbit»

Насим Сулейманпур – автор сценария «White rabbit, red rabbit»

Идея заключается в том, что у спектакля нет репетиций и режиссера. Каждый раз его исполняет новый актер (не важно, женщина или мужчина), причем сам он читает сценарий впервые перед зрителями. Но и зрители – это не просто абстрактная аудитория. Им также отведены отдельные роли, может быть и более важные, чем у актера. Их выводят из зоны привычного комфорта культурного «потребления».

«White rabbit, red rabbit», Малайзия

«White rabbit, red rabbit», Малайзия

Забегая вперед, хочется отметить, что для меня самым интересным и стала возможность понаблюдать за театральными дебютами обычных горожан: сингапурцев, студентов, хипстеров, европейцев.

«White rabbit, red rabbit», Англия

«White rabbit, red rabbit», Англия

«White rabbit, red rabbit», Англия

«White rabbit, red rabbit», Англия

Каждый показ спектакля проходит с новым актером, который привносит в «Кроликов» свое настроение. На мой «сеанс» выпала молодая стипендиантка университетской театральной программы – Паула Сим. Этот спектакль был окрашен милым кокетством, добродушным стеснением и крайней открытостью Паулы. Играть без репетиции – это значительное испытание и для самого актера.

«White rabbit, red rabbit», Германия

«White rabbit, red rabbit», Германия

Нарратив «Белого и красного кролика» – это история из жизни Насима, облаченная в несколько аллегорических сюжетов где-то на границе драмы и комедии. Рассуждая о том, что думает зритель об авторе и как пытается его прочитать, когда приходит в театр. О том, кому и почему решать свободный ты человек или нет. Он рассказывает историю, которую проигрывает каждый, оказавшийся на спектакле, возможно даже не подозревая об этом.

«White rabbit, red rabbit», Малайзия

«White rabbit, red rabbit», Малайзия

А история очень простая: в клетке со множеством кроликов выбрали одного – которого условно назвали «красным». Всех остальных «белых» кроликов поливали холодной водой. «Красного» потчевали морковкой. «Белых подопытных» постепенно убирали из клетки и добавляли нейтральных, которые не знали про холодную воду.

Однако рефлексы и стадный эффект сыграют свое, и кролики убьют «красного», пусть это даже не борьба за выживание.

«Красный кролик» – это и актер, которому в начале спектакля по сценарию положено высыпать яд в один из двух стаканов с водой, а потом поменять их местами, пока зрители закрыли глаза. Теперь никто не знает, где жизнь, а где смерть. В конце истории «белые кролики» (зрители) решают, из какого стакана актеру выпить воду и пить ли вообще. Что будет дальше – никто не знает.

«Белый кролик, красный кролик» – иранец Насим Сулейманпур – создал одно произведение, но его поставили в каждой не далекой от театра стране мира

Сначала этот водоворот метафор кажется банальным, лежащим на поверхности, где-то уже виденным и знакомым. Однако в этой волнующей простоте и лежит драматический конфликт. Мы заигрываемся, представляя нашу жизнь как бесконечный социальный эксперимент, над собой или окружающими. За этими загадками, выборами и сценариями мы в упор не замечаем, как белые кролики съедают красных.

И самая главная иллюзия происходящего в том, что это наш выбор. Что это я выбрала этим прекрасным утром нежное фраппучино с карамелью из Старбакса, что именно я по собственному желанию перешла на органическую косметику за 50 евро баночка. Что я абсолютно независима в своих решениях и грань моей свободы лежит в моих желаниях.

Может быть не нужно выбирать, просто прочтите свой сценарий так, как будто вы видите его впервые?

Top