Во время путешествия по Азии Кате Сакович довелось провести несколько дней в городе-стране Сингапуре, на 30% состоящем из полей для гольфа. В это время проходил арт-фестиваль Центра культуры Сингапурского национального университета, одной из главных тем которого стала «эпоха потребления».
«Мы потребляем каждый день, суетясь в выборе лучшего: начиная с утреннего кофе, одежды, крема для лица, места для обеда и заканчивая самоощущением. Возможно ли потреблять и при этом не стать потребленным?» – задают вопрос организаторы фестиваля и пытаются ответить на него через спектакли, танцевальные и музыкальные постановки, перфомансы.
Для Сингапура, где практически каждое крупное здание имеет свой торговый центр, а для магазина Luis Vuitton выделен целый остров в самом сердце города, эта тема однозначно не менее актуальная, чем тема столкновения природного и технологичного, активно муссируемая каждую биеннале.
Перфоманс, который я посетила, напрямую не был посвящен озвученной теме, однако его основные тезисы ворошат корневище, из которого произрастают трагедии консьюмеризма. Прежде чем перейти к ним, надо обязательно рассказать, откуда берется эта история.
Автор сценария «Белый кролик, красный кролик» – иранец Насим Сулейманпур – создал одно произведение, но его поставили в каждой не далекой от театра стране мира. Только без участия автора, которому запрещено покидать родную страну из-за уклона от воинской службы. Заслуга Насима, которую отметили множеством театральных премий, в вовлекающей подаче истории.
Идея заключается в том, что у спектакля нет репетиций и режиссера. Каждый раз его исполняет новый актер (не важно, женщина или мужчина), причем сам он читает сценарий впервые перед зрителями. Но и зрители – это не просто абстрактная аудитория. Им также отведены отдельные роли, может быть и более важные, чем у актера. Их выводят из зоны привычного комфорта культурного «потребления».
Забегая вперед, хочется отметить, что для меня самым интересным и стала возможность понаблюдать за театральными дебютами обычных горожан: сингапурцев, студентов, хипстеров, европейцев.
Каждый показ спектакля проходит с новым актером, который привносит в «Кроликов» свое настроение. На мой «сеанс» выпала молодая стипендиантка университетской театральной программы – Паула Сим. Этот спектакль был окрашен милым кокетством, добродушным стеснением и крайней открытостью Паулы. Играть без репетиции – это значительное испытание и для самого актера.
Нарратив «Белого и красного кролика» – это история из жизни Насима, облаченная в несколько аллегорических сюжетов где-то на границе драмы и комедии. Рассуждая о том, что думает зритель об авторе и как пытается его прочитать, когда приходит в театр. О том, кому и почему решать свободный ты человек или нет. Он рассказывает историю, которую проигрывает каждый, оказавшийся на спектакле, возможно даже не подозревая об этом.
А история очень простая: в клетке со множеством кроликов выбрали одного – которого условно назвали «красным». Всех остальных «белых» кроликов поливали холодной водой. «Красного» потчевали морковкой. «Белых подопытных» постепенно убирали из клетки и добавляли нейтральных, которые не знали про холодную воду.
Однако рефлексы и стадный эффект сыграют свое, и кролики убьют «красного», пусть это даже не борьба за выживание.
«Красный кролик» – это и актер, которому в начале спектакля по сценарию положено высыпать яд в один из двух стаканов с водой, а потом поменять их местами, пока зрители закрыли глаза. Теперь никто не знает, где жизнь, а где смерть. В конце истории «белые кролики» (зрители) решают, из какого стакана актеру выпить воду и пить ли вообще. Что будет дальше – никто не знает.
Сначала этот водоворот метафор кажется банальным, лежащим на поверхности, где-то уже виденным и знакомым. Однако в этой волнующей простоте и лежит драматический конфликт. Мы заигрываемся, представляя нашу жизнь как бесконечный социальный эксперимент, над собой или окружающими. За этими загадками, выборами и сценариями мы в упор не замечаем, как белые кролики съедают красных.
И самая главная иллюзия происходящего в том, что это наш выбор. Что это я выбрала этим прекрасным утром нежное фраппучино с карамелью из Старбакса, что именно я по собственному желанию перешла на органическую косметику за 50 евро баночка. Что я абсолютно независима в своих решениях и грань моей свободы лежит в моих желаниях.
Может быть не нужно выбирать, просто прочтите свой сценарий так, как будто вы видите его впервые?